Внутренние вопросы в расколе в XVII веке

Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке. -СПб, 1898

1898

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

I. Общий очерк положения раскола в первое время его существования

II. Библиографический перечень источников для истории внутренних вопросов в расколе первого ея периода

А. Первый отдел и его характеристика.

Б. Второй отдел и его характеристика.

В. Третий отдел.

III. Составныя части изследования и план их расположения

ГЛАВА I. Взгляд раскола на переживаемое время и чрезвычайныя последствия этого взгляда

I. Время раскола на переживаемое время

1. Сущность вопроса. -Причины, затруднявшия его разрешение. -Первыя попытки разрешить вопрос. -Ответ в Москву из Пустозерска в «книге ответ православных». -Учение диакона Феодора о том, что открылось в мире «последнее отступление» и что «скоро» явится последний антихриста. -Учение Феодора об антихристе, как определенной личности, и об обличителях антихриста, как имеющих явиться видимым для людей образом. -Характер разсуждений протопопа Аввакума. -Его согласие с учением диакона Феодора. -Писания попа Лазаря и инока Епифания. -Пустозерский ответь о «книге» архимандрита Спиридона и сущность взгляда последняго. -Ближайшая внутренняя причина, по которой взгляд пустозерскнх расколоучптелей на переживаемое время, особенно в писаниях Аввакума, не мог удовлетворять последователей раскола

2. Исходная точка в писаниях инока Авраамия. -«Последнее время». -Россия есть место рождения и царствования антихриста. -Возможно, что антихрист явится в лице патриарха Никона. -Когда этот вопрос разрешится окончательно?

3. Попытки доказать, что година последняго антихриста уже наступила. -Учение о явлении антихриста видимаго, в лице патриарха Никона. -Разсказы о Никоне. -Возможные отголоски проповеди монаха Ефрема Потемкина. -Повесть о старцах Негре и Евдокиме. -Вопросы, посланные в Пустозерск, и ответы на них, данные диаконом Феодором в 1670 году. -Отголоски проповеди инока Филиппа. -Последствии от писаний Аввакума и Лазаря, каких не желали самими протопоп и поп. -Толки по смерти Никона

4. Толки о царе Алексіе Михайловиче. -Исходная точка суждений. -Разсказ инока Корнилин о «пророчеств» патриарха Феофана. -Апокалипсическия изречения под пером протопопа Аввакума. -Возможныя истолкования писаний попа Лазари. -Волнения в Тюмени. -Ответное в Тюмень послание из Далматскаго монастыря, отвергавшее мнение об Алексіе Михайловиче, как антихристе

5. Учение об антихристе «духовном». -Причины проповеди. -Свидетельства о проникновении этого учения в Москву. -Проповиедники на Дону и в Поморье. -Сибирь. -Послание в Тюмень «об антихристе и тайном царстве его». -Полемика протопопа Аввакума. -Разделения в расколе. -Писания диакона Феодора, Аввакума и инока Авраамия в деле закреплении учения об антихристе, как «отступлении». -Провозглашение этого учения в качестве догмата на Новгородском соборе 1694 года

6. Ожидание кончины мира. -Известия о попытках раскольников определить год и день кончины мира. -Ранние толки в Москве. -Ожидания в Соловках. -Вычисления инока Авраамия. -Проповедь на Медведице. -«Встреча» трубнаго гласа

7. Противники вычислений о годе и дне кончины мира. -Споры с Космою Косым в Москве, послание против него из Москвы на Дон. -Толкования попа Самойлы, как характерное проявление внутренняго противоречии в учении «умеренной» партии

II. Самоистребление и борьба с ним

8. Общая картина явления. -Виды самоистребления. -Ранние случаи самосожигательств: в нижегородском Закудемском стану, в Сибири, в Пошехонье. -Поморския самосожжения: в Дорах, иноков Пимена, Игнатия, Германа, Иосифа. -Указания на область новгородскую

9. Зарождение самоистребления в капитоновщине. -Самоуморение, как первый вид самоистребления. -Василий Волосатый. -Занесение примера в среду «правовернаго» старообрядства: значение одобрительнаго ответа протопопа Аввакума. -Какой смысл получило здесь это явление? -Мысль о наступлении царства антихриста, как исходная точка доктрины. -Отличие Аввакумовскаго учения. -Заключение

10. Внутренняя борьба в расколе по поводу самоистребления. -Главные противники самоистребления. -Обсуждение вопроса «у Троицы». -Деятельность инока Евфросина. -Отлучение 1691 года. -«Отразительное писание». -Положение вопроса в конце периода

ГЛАВА II. Жизнь раскола в государстве

11. Общий характер вопросов. -Первая обязанность охранителя «Древняго благочестия». -Основа для отношений к противнику. -Требование полнаго разрыва с «никонианским» обществом. -Причина уступок в пользу общения. -Тайная принадлежность к расколу. -Обнаружение ея на почве вопросов церковных. -Правила лицемернаго поведения с приходским духовенством и отношение к святыням церкви

12. Протест против тайнаго охранении раскола и особенно против жизни под укрывательством. -Леса и пустыни. -«Бегание». -Царская служба. -Вопрос о молитве за царя и произведенные им раздоры в расколе. -Вопрос об общении в пище в узком и широком смысле

13. Призыв к мученичеству. -Поведение раскольщиков при допросах на суде и в период отбывания наказания. -Вопрос об отпадших от раскола: противники и сторонники снисходительнаго отношения к ним. -Вопрос о казненных за преступления против закона о расколе: время его возникновения, наставления Аввакума, особыя сказания о мнимых мучениках и их цель, факт в онуфриевщине

ГЛАВА III. Жизнь раскола вне церкви

14. Важность данной группы вопросов для внутренняго движения в расколе. -Вопрос об иерархии. -Фактическое разрешение его в главных центрах раскола в связи с вопросом о перекрещивании приходящих оть «никонианства»

15. Причины разделения раскола на поповщину и безпоповщину. -Взгляд диакона Феодора и инока Авраамия. -Писания попа Лазаря и архимандрита Спиридона. -Учение протопопа Аввакума о совершаемых по новым книгам крещении и рукоположения. -Ответь Далматских «страдальцев» в послании в Тюмень. -Возражение Аввакума против основной идеи безпоповщины

16. Обнаружение вопроса об устройстве поповщины и безпоповщины на почве догматической. -Применение канонической точки зрения. -Исходным пунктом, где начинались столкновения между поповщиной и безпоповщиной, служил вопрос о перекрещивании. -Вызванныя им раздорническия отношения в Швеции. -Волнения из -за этого вопроса в самой поповщине

17. Вопрос о церковных таинствах. -Крещение. -Исповедь пред мирянином и дознание ея недостаточности. -Особенная важность вопроса о таинстве причащения. -Положение раскольников в Москве. -Обедни в обителях: Соловецкой, Курженской, Сунарецкой и Льговской, позднее - -на Чиру и Ветке. -Вопросы о совершении литургий в простых «храминах» и о способе причащения запасными дарами. -Горько -плачевное зрелище в безпоповщине. -Проповедники конечнаго упразднения безкровной жертвы и полемика против них в писаниях протопопа Аввакума и инока Евфросина. -Пример религиозной настроенности раскольника, лишеннаго возможности причащаться

18. Исключительное значение вопроса о таинстве брака. -Ранния свидетельства и ранние факты к характеристике раскольническаго взгляда на брачную жизнь в переживаемое время. -Московский поп Исидор н протопоп Аввакум, как представители двух направлений в учении о браке. -Их переписка. -Семейная жизнь в общинах. принимавших овяшенство. -Бракоборное учение, как догма, в среде новгородских безпоповцев. -Правила Новгородскаго собора 1694 года. -Печальныя явления в общинах бракоборцев: разврат и его оправдание

19. Совершение богослужения. -Отправление духовных треб. Наставления и некоторые факты

ГЛАВА IV. Споры в расколе по обрядовым и догматическим вопросам

I. Вопросы обрядовые

II. Догматические споры

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Взгляд раскола на переживаемое время и чрезвычайныя последствия этого взгляда

ГЛАВА II. Жизнь раскола в государстве

ГЛАВА III. Жизнь раскола вне церкви

ГЛАВА IV. Споры в расколе по обрядовым и догматическим вопросам

Столкновения с сектантством

Указатель лиц, мест и рукописей

OCR
— 29 — слышалъ, что во Псковѣ живетъ». «И ходилъ бѣдный искать во Пско¬
вѣ Никона, да не обрѣлъ». «Прельщенный,—смѣялись по этому слу¬
чаю другіе расколоучнтели,—нс статное дѣло: гдѣ мертвецу жить до
общаго суда? О, мудрость, паче же безуміе» 10). ( 4. Толки о царѣ Алексіѣ Михайловичѣ.—Исходная точка сужденій.—Газсказъ ипо-
^-ка Корняліл о «пророчествѣ» патріарха Ѳеофава.—Апокалипсическія изреченія подъ
перомъ протопопа Аввакума.—Возможныя истолковапія писаній попа Лазаря,—Вол¬
ненія въ Тюмени,—Отвѣтное въ Тюмень посланіе ивъ Далматскаго монастыря, отвер¬
гавшее мнѣніе объ Алексія Михайловичѣ, какъ антихристѣ. Въ то время, какъ одна часть раскольниковъ стремилась перене¬
сти мысль объ антихристѣ па патріарха Пикона, другая, также не
находившая возможнымъ уклониться отъ понятіи объ антихристѣ, какъ
опредѣленной личности, пыталась искать его въ лицѣ царя Алексѣя
Михайловича. Преимущество этого взгляда предъ первымъ, какое
прямо бросалось въ глаза раскольнику, заключалось г.ъ томъ, что анти¬
христъ, какъ говоритъ Писаніе, будетъ царемъ. Взявшись за эту
мысль однажды, расколъ постепенно сталъ вдумываться въ нее. Исходной точкой въ данномъ случаѣ послужило то воззрѣніе на
царя, какое тогда закрѣпила русская книжность. Представленіе о Мо¬
сквѣ, какъ послѣдней хранительницѣ православія, неразрывно соединя¬
лось съ представленіемъ о самодержцѣ третьяго Рима. Москва есть
третій Римъ—русскій царь есть послѣдній хранитель православія; во
всей поднебесной одно православное царство—па всемъ лицѣ земномъ
изъ всѣхъ царей только одинъ царь православенъ; четвертому Риму
не быть—нс достанется иному царю православіе держать; падетъ вѣ¬
рою русскій царь—пастанетъ царство антихриста. Расколоучптели вполнѣ 10) Трудно сказать, какимъ путемъ Артемій арпиіелъ къ мысля, что Никонъ
воскреснетъ, такъ какъ въ историческихъ памятникахъ это пе объяснено. Предпо¬
ложительно же можпо указать ва слѣдующее. I. Въ Толковомъ Апокалипсисѣ въ
объясненіе словъ Тайвовидца XIII, 3, сказано: «нѣкоего отъ к и язь его умерщвлѳнна
бытн глаголетъ, и отъ того (антихриста) чаровапіемъ п привидепіеыъ лестнѣ во*
скрешѳнна являема». Въ виду этого, послѣ смерти Никона Артемій могъ склониться
къ мысли, что Никонъ есть по крайней мѣрѣ «нѣкій отъ кпязь» аптпхроста. 2. Ар¬
темій могъ неправильно попять одно мѣсто въ лисапіяхъ попа Лазаря и толковать
о «прелестномъ воскресепіиэ самого антихриста (IV, 247). 3. Наконецъ, опъ скорѣе
готовъ былъ признать, что Никовъ не умеръ и скрывается по Псковѣ: въ такомъ
случаѣ проповѣдь его могла выходить изъ понятія о ложныхъ чудесахъ антихриста,
которыя въ данномъ разѣ открыли бы себя въ томъ, что ІІпкоиъ обмппно объявился
бы воскресшимъ. 4. Что же касается самаго свидѣтельства инока Евфросина объ
Артеміѣ, то заоодозрѣва'іь его невѣрность пѣтъ никакихъ основаній (Отразительнос
писаніе Спб. 1805, стр. 8Ь). Digitized by Google Original from UNIVERSITY OF CHICAGO