Внутренние вопросы в расколе в XVII веке

Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке. -СПб, 1898

1898

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

I. Общий очерк положения раскола в первое время его существования

II. Библиографический перечень источников для истории внутренних вопросов в расколе первого ея периода

А. Первый отдел и его характеристика.

Б. Второй отдел и его характеристика.

В. Третий отдел.

III. Составныя части изследования и план их расположения

ГЛАВА I. Взгляд раскола на переживаемое время и чрезвычайныя последствия этого взгляда

I. Время раскола на переживаемое время

1. Сущность вопроса. -Причины, затруднявшия его разрешение. -Первыя попытки разрешить вопрос. -Ответ в Москву из Пустозерска в «книге ответ православных». -Учение диакона Феодора о том, что открылось в мире «последнее отступление» и что «скоро» явится последний антихриста. -Учение Феодора об антихристе, как определенной личности, и об обличителях антихриста, как имеющих явиться видимым для людей образом. -Характер разсуждений протопопа Аввакума. -Его согласие с учением диакона Феодора. -Писания попа Лазаря и инока Епифания. -Пустозерский ответь о «книге» архимандрита Спиридона и сущность взгляда последняго. -Ближайшая внутренняя причина, по которой взгляд пустозерскнх расколоучптелей на переживаемое время, особенно в писаниях Аввакума, не мог удовлетворять последователей раскола

2. Исходная точка в писаниях инока Авраамия. -«Последнее время». -Россия есть место рождения и царствования антихриста. -Возможно, что антихрист явится в лице патриарха Никона. -Когда этот вопрос разрешится окончательно?

3. Попытки доказать, что година последняго антихриста уже наступила. -Учение о явлении антихриста видимаго, в лице патриарха Никона. -Разсказы о Никоне. -Возможные отголоски проповеди монаха Ефрема Потемкина. -Повесть о старцах Негре и Евдокиме. -Вопросы, посланные в Пустозерск, и ответы на них, данные диаконом Феодором в 1670 году. -Отголоски проповеди инока Филиппа. -Последствии от писаний Аввакума и Лазаря, каких не желали самими протопоп и поп. -Толки по смерти Никона

4. Толки о царе Алексіе Михайловиче. -Исходная точка суждений. -Разсказ инока Корнилин о «пророчеств» патриарха Феофана. -Апокалипсическия изречения под пером протопопа Аввакума. -Возможныя истолкования писаний попа Лазари. -Волнения в Тюмени. -Ответное в Тюмень послание из Далматскаго монастыря, отвергавшее мнение об Алексіе Михайловиче, как антихристе

5. Учение об антихристе «духовном». -Причины проповеди. -Свидетельства о проникновении этого учения в Москву. -Проповиедники на Дону и в Поморье. -Сибирь. -Послание в Тюмень «об антихристе и тайном царстве его». -Полемика протопопа Аввакума. -Разделения в расколе. -Писания диакона Феодора, Аввакума и инока Авраамия в деле закреплении учения об антихристе, как «отступлении». -Провозглашение этого учения в качестве догмата на Новгородском соборе 1694 года

6. Ожидание кончины мира. -Известия о попытках раскольников определить год и день кончины мира. -Ранние толки в Москве. -Ожидания в Соловках. -Вычисления инока Авраамия. -Проповедь на Медведице. -«Встреча» трубнаго гласа

7. Противники вычислений о годе и дне кончины мира. -Споры с Космою Косым в Москве, послание против него из Москвы на Дон. -Толкования попа Самойлы, как характерное проявление внутренняго противоречии в учении «умеренной» партии

II. Самоистребление и борьба с ним

8. Общая картина явления. -Виды самоистребления. -Ранние случаи самосожигательств: в нижегородском Закудемском стану, в Сибири, в Пошехонье. -Поморския самосожжения: в Дорах, иноков Пимена, Игнатия, Германа, Иосифа. -Указания на область новгородскую

9. Зарождение самоистребления в капитоновщине. -Самоуморение, как первый вид самоистребления. -Василий Волосатый. -Занесение примера в среду «правовернаго» старообрядства: значение одобрительнаго ответа протопопа Аввакума. -Какой смысл получило здесь это явление? -Мысль о наступлении царства антихриста, как исходная точка доктрины. -Отличие Аввакумовскаго учения. -Заключение

10. Внутренняя борьба в расколе по поводу самоистребления. -Главные противники самоистребления. -Обсуждение вопроса «у Троицы». -Деятельность инока Евфросина. -Отлучение 1691 года. -«Отразительное писание». -Положение вопроса в конце периода

ГЛАВА II. Жизнь раскола в государстве

11. Общий характер вопросов. -Первая обязанность охранителя «Древняго благочестия». -Основа для отношений к противнику. -Требование полнаго разрыва с «никонианским» обществом. -Причина уступок в пользу общения. -Тайная принадлежность к расколу. -Обнаружение ея на почве вопросов церковных. -Правила лицемернаго поведения с приходским духовенством и отношение к святыням церкви

12. Протест против тайнаго охранении раскола и особенно против жизни под укрывательством. -Леса и пустыни. -«Бегание». -Царская служба. -Вопрос о молитве за царя и произведенные им раздоры в расколе. -Вопрос об общении в пище в узком и широком смысле

13. Призыв к мученичеству. -Поведение раскольщиков при допросах на суде и в период отбывания наказания. -Вопрос об отпадших от раскола: противники и сторонники снисходительнаго отношения к ним. -Вопрос о казненных за преступления против закона о расколе: время его возникновения, наставления Аввакума, особыя сказания о мнимых мучениках и их цель, факт в онуфриевщине

ГЛАВА III. Жизнь раскола вне церкви

14. Важность данной группы вопросов для внутренняго движения в расколе. -Вопрос об иерархии. -Фактическое разрешение его в главных центрах раскола в связи с вопросом о перекрещивании приходящих оть «никонианства»

15. Причины разделения раскола на поповщину и безпоповщину. -Взгляд диакона Феодора и инока Авраамия. -Писания попа Лазаря и архимандрита Спиридона. -Учение протопопа Аввакума о совершаемых по новым книгам крещении и рукоположения. -Ответь Далматских «страдальцев» в послании в Тюмень. -Возражение Аввакума против основной идеи безпоповщины

16. Обнаружение вопроса об устройстве поповщины и безпоповщины на почве догматической. -Применение канонической точки зрения. -Исходным пунктом, где начинались столкновения между поповщиной и безпоповщиной, служил вопрос о перекрещивании. -Вызванныя им раздорническия отношения в Швеции. -Волнения из -за этого вопроса в самой поповщине

17. Вопрос о церковных таинствах. -Крещение. -Исповедь пред мирянином и дознание ея недостаточности. -Особенная важность вопроса о таинстве причащения. -Положение раскольников в Москве. -Обедни в обителях: Соловецкой, Курженской, Сунарецкой и Льговской, позднее - -на Чиру и Ветке. -Вопросы о совершении литургий в простых «храминах» и о способе причащения запасными дарами. -Горько -плачевное зрелище в безпоповщине. -Проповедники конечнаго упразднения безкровной жертвы и полемика против них в писаниях протопопа Аввакума и инока Евфросина. -Пример религиозной настроенности раскольника, лишеннаго возможности причащаться

18. Исключительное значение вопроса о таинстве брака. -Ранния свидетельства и ранние факты к характеристике раскольническаго взгляда на брачную жизнь в переживаемое время. -Московский поп Исидор н протопоп Аввакум, как представители двух направлений в учении о браке. -Их переписка. -Семейная жизнь в общинах. принимавших овяшенство. -Бракоборное учение, как догма, в среде новгородских безпоповцев. -Правила Новгородскаго собора 1694 года. -Печальныя явления в общинах бракоборцев: разврат и его оправдание

19. Совершение богослужения. -Отправление духовных треб. Наставления и некоторые факты

ГЛАВА IV. Споры в расколе по обрядовым и догматическим вопросам

I. Вопросы обрядовые

II. Догматические споры

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Взгляд раскола на переживаемое время и чрезвычайныя последствия этого взгляда

ГЛАВА II. Жизнь раскола в государстве

ГЛАВА III. Жизнь раскола вне церкви

ГЛАВА IV. Споры в расколе по обрядовым и догматическим вопросам

Столкновения с сектантством

Указатель лиц, мест и рукописей

OCR
LII Аввакума, должны быть признаны принадлежащими старѣйшей, по¬
длинной Аввакумовой редакціи» (—XII). Въ виду этого возникаетъ
вопросъ о подлинности и вышеупомянутаго варіанта: не есть ли это
вставка, вызванная интересами извѣстной части раскола—найти себѣ
оправданіе въ авторитетѣ Аввакума? Отвѣчаемъ на этотъ вопросъ отри¬
цательно, признавая варіантъ подлиннымъ, на слѣдующемъ основаніи:
а) варіантъ этотъ приводится въ другихъ спискахъ посланія, не
исключая и древнѣйшихъ75 *); б) есть онъ въ выпискѣ изъ сочиненій Ав¬
вакума, находящейся въ одномъ древнемъ сборникѣ—ркп. Публ. библ.
О. XVII, № 37 (88, I, 738); в) въ настоящее время открыты такія со¬
чиненія Аввакума, которыми подтверждается, что взглядъ, выраженный
V, 221, пр. I, есть дѣйствительно Аввакумовскій взглядъ (VIII, 103—4).
Впрочемъ съ спискѣ Хлудова № 257, какъ текстъ его напечатанъ
V, 221, пр. I, въ данномъ мѣстѣ есть пропускъ важныхъ словъ—«а
попъ новопоставленъ»— имѣющихся во всѣхъ другихъ вышеупомяну¬
тыхъ спискахъ,—пропускъ, происшедшій, очевидно, по ошибкѣ. вв) Посланія къ Симеону. V, 200 - 44-204—12. Въ первомъ посланіи
есть прямое указаніе, что Аввакумъ писалъ его въ 1677 году, такъ
какъ отъ времени своей ссылки въ Сибирь—1653. IX. 15 — онъ счи¬
таетъ здѣсь «двадесять три лѣта и полъ-лѣта и мѣсяцъ» (—203) 7в).
О второмъ посланіи можно сказать только то, что оно писано по
отъѣздѣ изъ Москвы восточныхъ патріарховъ Макарія и Паисія 77). и) Ркп. Оиб.т. А. Хлудова, д. к. 149 (Мат. для пст. раск. т. VIII, стр. VIII).
Ркп. Казан. Акад. 1989 (/7. И. Ивановскій. Крпт. разб. учен. ненрісмл. свяіц.
стпрообр. (ІСаз. 1383), стр. 68, пр. 1). Ркп. Румяіщ. муз. № 2648, XIX в., согласная
съ спискомъ Хлудова № 257. Ув) Такъ п въ ркп. ІІубл. бпл. О. I. 339, л. 307. Изъ этого сппска оказывается
что въ печатномъ изданіи есть значительный пропускъ,—именно послѣ словъ: іа до
тово нпкто съ нимъ не смѣлъ говорить* (V, 201),— но для насъ этотъ пропускъ не
имѣетъ значенія. Въ этомъ же сборникѣ (л.і. 309—27) есть и < второе* посланіе къ
Симеону. Оно буквально сходно съ спискомъ мптр. Макарія (V, 204. пр. 1); но въ
концѣ посланія есть двѣ приписки (ср. И. А. Иычкова—Кат. собр. рукой. П. Д. Бог¬
данова. Вып. 2. стр. 3. С по. 1893). 77) Александрійскій патріархъ Паисій выѣхалъ изъ Москвы 4 іюля 1669 года,
а антіохійскій патріархъ Макарій болѣе чѣмъ на годъ раньше, именно 6 іюня 1608 года.
Онъ поѣхалъ «чрезъ Иверію*. Въ посланіи Аввакума о Макаріѣ только и сказано,
что онъ, по отъѣздѣ изъ Москвы, «забѣжалъ въ Грузы, яко песъ отъ волка въ под¬
воротню нырнулъ» (V, 212). Умеръ Макарій въ 1672 году, ранѣе іюля, отъ отрав¬
ленія («Списокъ антіохійскихъ патріарховъ*. Переводъ съ греческаго, преосв. Поропрія.
«Тр. Кісв. Ак.* 1874, іюнь, стр. 443* ср. 1876, мартъ, стр. 106). Вообще мы недоумѣ¬
ваемъ, на какомъ оснонаніи Н. И. СуООотппъ думаетъ, что «второе* посланіе къ Си¬
мсону писано, будто бы, уже по смерти царя Алексѣя Михайловича (V, прсд. стр.
XXIX). Предположенія о томъ, кто этогь Симеонъ, были высказаны выше, въ при¬
мѣчаніи 42. Digitized by Google Original from UNIVERSITY OF CHICAGO