LII Аввакума, должны быть признаны принадлежащими старѣйшей, по¬
длинной Аввакумовой редакціи» (—XII). Въ виду этого возникаетъ
вопросъ о подлинности и вышеупомянутаго варіанта: не есть ли это
вставка, вызванная интересами извѣстной части раскола—найти себѣ
оправданіе въ авторитетѣ Аввакума? Отвѣчаемъ на этотъ вопросъ отри¬
цательно, признавая варіантъ подлиннымъ, на слѣдующемъ основаніи:
а) варіантъ этотъ приводится въ другихъ спискахъ посланія, не
исключая и древнѣйшихъ75 *); б) есть онъ въ выпискѣ изъ сочиненій Ав¬
вакума, находящейся въ одномъ древнемъ сборникѣ—ркп. Публ. библ.
О. XVII, № 37 (88, I, 738); в) въ настоящее время открыты такія со¬
чиненія Аввакума, которыми подтверждается, что взглядъ, выраженный
V, 221, пр. I, есть дѣйствительно Аввакумовскій взглядъ (VIII, 103—4).
Впрочемъ съ спискѣ Хлудова № 257, какъ текстъ его напечатанъ
V, 221, пр. I, въ данномъ мѣстѣ есть пропускъ важныхъ словъ—«а
попъ новопоставленъ»— имѣющихся во всѣхъ другихъ вышеупомяну¬
тыхъ спискахъ,—пропускъ, происшедшій, очевидно, по ошибкѣ. вв) Посланія къ Симеону. V, 200 - 44-204—12. Въ первомъ посланіи
есть прямое указаніе, что Аввакумъ писалъ его въ 1677 году, такъ
какъ отъ времени своей ссылки въ Сибирь—1653. IX. 15 — онъ счи¬
таетъ здѣсь «двадесять три лѣта и полъ-лѣта и мѣсяцъ» (—203) 7в).
О второмъ посланіи можно сказать только то, что оно писано по
отъѣздѣ изъ Москвы восточныхъ патріарховъ Макарія и Паисія 77). и) Ркп. Оиб.т. А. Хлудова, д. к. 149 (Мат. для пст. раск. т. VIII, стр. VIII).
Ркп. Казан. Акад. 1989 (/7. И. Ивановскій. Крпт. разб. учен. ненрісмл. свяіц.
стпрообр. (ІСаз. 1383), стр. 68, пр. 1). Ркп. Румяіщ. муз. № 2648, XIX в., согласная
съ спискомъ Хлудова № 257. Ув) Такъ п въ ркп. ІІубл. бпл. О. I. 339, л. 307. Изъ этого сппска оказывается
что въ печатномъ изданіи есть значительный пропускъ,—именно послѣ словъ: іа до
тово нпкто съ нимъ не смѣлъ говорить* (V, 201),— но для насъ этотъ пропускъ не
имѣетъ значенія. Въ этомъ же сборникѣ (л.і. 309—27) есть и < второе* посланіе къ
Симеону. Оно буквально сходно съ спискомъ мптр. Макарія (V, 204. пр. 1); но въ
концѣ посланія есть двѣ приписки (ср. И. А. Иычкова—Кат. собр. рукой. П. Д. Бог¬
данова. Вып. 2. стр. 3. С по. 1893). 77) Александрійскій патріархъ Паисій выѣхалъ изъ Москвы 4 іюля 1669 года,
а антіохійскій патріархъ Макарій болѣе чѣмъ на годъ раньше, именно 6 іюня 1608 года.
Онъ поѣхалъ «чрезъ Иверію*. Въ посланіи Аввакума о Макаріѣ только и сказано,
что онъ, по отъѣздѣ изъ Москвы, «забѣжалъ въ Грузы, яко песъ отъ волка въ под¬
воротню нырнулъ» (V, 212). Умеръ Макарій въ 1672 году, ранѣе іюля, отъ отрав¬
ленія («Списокъ антіохійскихъ патріарховъ*. Переводъ съ греческаго, преосв. Поропрія.
«Тр. Кісв. Ак.* 1874, іюнь, стр. 443* ср. 1876, мартъ, стр. 106). Вообще мы недоумѣ¬
ваемъ, на какомъ оснонаніи Н. И. СуООотппъ думаетъ, что «второе* посланіе къ Си¬
мсону писано, будто бы, уже по смерти царя Алексѣя Михайловича (V, прсд. стр.
XXIX). Предположенія о томъ, кто этогь Симеонъ, были высказаны выше, въ при¬
мѣчаніи 42. Digitized by Google Original from UNIVERSITY OF CHICAGO