Внутренние вопросы в расколе в XVII веке

Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке. -СПб, 1898

1898

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

I. Общий очерк положения раскола в первое время его существования

II. Библиографический перечень источников для истории внутренних вопросов в расколе первого ея периода

А. Первый отдел и его характеристика.

Б. Второй отдел и его характеристика.

В. Третий отдел.

III. Составныя части изследования и план их расположения

ГЛАВА I. Взгляд раскола на переживаемое время и чрезвычайныя последствия этого взгляда

I. Время раскола на переживаемое время

1. Сущность вопроса. -Причины, затруднявшия его разрешение. -Первыя попытки разрешить вопрос. -Ответ в Москву из Пустозерска в «книге ответ православных». -Учение диакона Феодора о том, что открылось в мире «последнее отступление» и что «скоро» явится последний антихриста. -Учение Феодора об антихристе, как определенной личности, и об обличителях антихриста, как имеющих явиться видимым для людей образом. -Характер разсуждений протопопа Аввакума. -Его согласие с учением диакона Феодора. -Писания попа Лазаря и инока Епифания. -Пустозерский ответь о «книге» архимандрита Спиридона и сущность взгляда последняго. -Ближайшая внутренняя причина, по которой взгляд пустозерскнх расколоучптелей на переживаемое время, особенно в писаниях Аввакума, не мог удовлетворять последователей раскола

2. Исходная точка в писаниях инока Авраамия. -«Последнее время». -Россия есть место рождения и царствования антихриста. -Возможно, что антихрист явится в лице патриарха Никона. -Когда этот вопрос разрешится окончательно?

3. Попытки доказать, что година последняго антихриста уже наступила. -Учение о явлении антихриста видимаго, в лице патриарха Никона. -Разсказы о Никоне. -Возможные отголоски проповеди монаха Ефрема Потемкина. -Повесть о старцах Негре и Евдокиме. -Вопросы, посланные в Пустозерск, и ответы на них, данные диаконом Феодором в 1670 году. -Отголоски проповеди инока Филиппа. -Последствии от писаний Аввакума и Лазаря, каких не желали самими протопоп и поп. -Толки по смерти Никона

4. Толки о царе Алексіе Михайловиче. -Исходная точка суждений. -Разсказ инока Корнилин о «пророчеств» патриарха Феофана. -Апокалипсическия изречения под пером протопопа Аввакума. -Возможныя истолкования писаний попа Лазари. -Волнения в Тюмени. -Ответное в Тюмень послание из Далматскаго монастыря, отвергавшее мнение об Алексіе Михайловиче, как антихристе

5. Учение об антихристе «духовном». -Причины проповеди. -Свидетельства о проникновении этого учения в Москву. -Проповиедники на Дону и в Поморье. -Сибирь. -Послание в Тюмень «об антихристе и тайном царстве его». -Полемика протопопа Аввакума. -Разделения в расколе. -Писания диакона Феодора, Аввакума и инока Авраамия в деле закреплении учения об антихристе, как «отступлении». -Провозглашение этого учения в качестве догмата на Новгородском соборе 1694 года

6. Ожидание кончины мира. -Известия о попытках раскольников определить год и день кончины мира. -Ранние толки в Москве. -Ожидания в Соловках. -Вычисления инока Авраамия. -Проповедь на Медведице. -«Встреча» трубнаго гласа

7. Противники вычислений о годе и дне кончины мира. -Споры с Космою Косым в Москве, послание против него из Москвы на Дон. -Толкования попа Самойлы, как характерное проявление внутренняго противоречии в учении «умеренной» партии

II. Самоистребление и борьба с ним

8. Общая картина явления. -Виды самоистребления. -Ранние случаи самосожигательств: в нижегородском Закудемском стану, в Сибири, в Пошехонье. -Поморския самосожжения: в Дорах, иноков Пимена, Игнатия, Германа, Иосифа. -Указания на область новгородскую

9. Зарождение самоистребления в капитоновщине. -Самоуморение, как первый вид самоистребления. -Василий Волосатый. -Занесение примера в среду «правовернаго» старообрядства: значение одобрительнаго ответа протопопа Аввакума. -Какой смысл получило здесь это явление? -Мысль о наступлении царства антихриста, как исходная точка доктрины. -Отличие Аввакумовскаго учения. -Заключение

10. Внутренняя борьба в расколе по поводу самоистребления. -Главные противники самоистребления. -Обсуждение вопроса «у Троицы». -Деятельность инока Евфросина. -Отлучение 1691 года. -«Отразительное писание». -Положение вопроса в конце периода

ГЛАВА II. Жизнь раскола в государстве

11. Общий характер вопросов. -Первая обязанность охранителя «Древняго благочестия». -Основа для отношений к противнику. -Требование полнаго разрыва с «никонианским» обществом. -Причина уступок в пользу общения. -Тайная принадлежность к расколу. -Обнаружение ея на почве вопросов церковных. -Правила лицемернаго поведения с приходским духовенством и отношение к святыням церкви

12. Протест против тайнаго охранении раскола и особенно против жизни под укрывательством. -Леса и пустыни. -«Бегание». -Царская служба. -Вопрос о молитве за царя и произведенные им раздоры в расколе. -Вопрос об общении в пище в узком и широком смысле

13. Призыв к мученичеству. -Поведение раскольщиков при допросах на суде и в период отбывания наказания. -Вопрос об отпадших от раскола: противники и сторонники снисходительнаго отношения к ним. -Вопрос о казненных за преступления против закона о расколе: время его возникновения, наставления Аввакума, особыя сказания о мнимых мучениках и их цель, факт в онуфриевщине

ГЛАВА III. Жизнь раскола вне церкви

14. Важность данной группы вопросов для внутренняго движения в расколе. -Вопрос об иерархии. -Фактическое разрешение его в главных центрах раскола в связи с вопросом о перекрещивании приходящих оть «никонианства»

15. Причины разделения раскола на поповщину и безпоповщину. -Взгляд диакона Феодора и инока Авраамия. -Писания попа Лазаря и архимандрита Спиридона. -Учение протопопа Аввакума о совершаемых по новым книгам крещении и рукоположения. -Ответь Далматских «страдальцев» в послании в Тюмень. -Возражение Аввакума против основной идеи безпоповщины

16. Обнаружение вопроса об устройстве поповщины и безпоповщины на почве догматической. -Применение канонической точки зрения. -Исходным пунктом, где начинались столкновения между поповщиной и безпоповщиной, служил вопрос о перекрещивании. -Вызванныя им раздорническия отношения в Швеции. -Волнения из -за этого вопроса в самой поповщине

17. Вопрос о церковных таинствах. -Крещение. -Исповедь пред мирянином и дознание ея недостаточности. -Особенная важность вопроса о таинстве причащения. -Положение раскольников в Москве. -Обедни в обителях: Соловецкой, Курженской, Сунарецкой и Льговской, позднее - -на Чиру и Ветке. -Вопросы о совершении литургий в простых «храминах» и о способе причащения запасными дарами. -Горько -плачевное зрелище в безпоповщине. -Проповедники конечнаго упразднения безкровной жертвы и полемика против них в писаниях протопопа Аввакума и инока Евфросина. -Пример религиозной настроенности раскольника, лишеннаго возможности причащаться

18. Исключительное значение вопроса о таинстве брака. -Ранния свидетельства и ранние факты к характеристике раскольническаго взгляда на брачную жизнь в переживаемое время. -Московский поп Исидор н протопоп Аввакум, как представители двух направлений в учении о браке. -Их переписка. -Семейная жизнь в общинах. принимавших овяшенство. -Бракоборное учение, как догма, в среде новгородских безпоповцев. -Правила Новгородскаго собора 1694 года. -Печальныя явления в общинах бракоборцев: разврат и его оправдание

19. Совершение богослужения. -Отправление духовных треб. Наставления и некоторые факты

ГЛАВА IV. Споры в расколе по обрядовым и догматическим вопросам

I. Вопросы обрядовые

II. Догматические споры

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Взгляд раскола на переживаемое время и чрезвычайныя последствия этого взгляда

ГЛАВА II. Жизнь раскола в государстве

ГЛАВА III. Жизнь раскола вне церкви

ГЛАВА IV. Споры в расколе по обрядовым и догматическим вопросам

Столкновения с сектантством

Указатель лиц, мест и рукописей

OCR
— 13S — ленъ, а блудитъ хотя мало нѣчто, бѣжать отъ него подобаетъ* (V.
221). Такимъ образомъ, требуя отъ своихъ послѣдователей, чтобы
они «бѣгали» отъ попа, который въ чемъ-либо «заблуждается», хотя би
онъ былъ и стараго рукоположенія, Аввакумъ дозволялъ ходить въ тѣ
церкви, гдѣ попъ — хотя бы и новопоставленный — «всею крѣпостію
любитъ старину и проклинаетъ никоніанскую службу» и у него въ храмѣ
«пѣніе безъ прнмѣса внутрь алтаря и на крылосахъ». Отсюда видно, что
Аввакумъ признавалъ дѣйствительность православной хиротоніи. Правда,
обратившагося въ расколъ новопоставленнаго попа онъ ставилъ въ
предѣлы нѣкотораго ограниченія, но ограниченія лишь временнаго. Въ
посланіи къ Іонѣ онъ писалъ: «а иже новопоставленный попъ пріидетъ
въ покаяніе и прокленетъ ересь никоніанскую и чисто учнетъ хранити
старое благочестіе, таковый да глаголетъ: «Благословенъ Богъ» и
возгласъ «яко твое есть царство», и служитъ вечерню, и утреню, а
часы, и молитвы роженицамъ говоритъ и креститъ, а литоргос&ть ему
не повелѣваю: страшно бо дѣло сіе и чистыхъ рукополагаемыхъ. Аще лп
постраждстъ отъ мучителей и кровь свою изліетъ за старое благоче¬
стіе, мню, тогда можетъ освятитися отъ Вышняго рукоположеніемъ,
в будетъ оттолѣ попъ совершенъ: литоргисавъ и причащаетъ невоз¬
бранно» (S8, I, 747). Попа, стараго ставленія, если онъ временно
служилъ по новымъ книгамъ, Аввакумъ не ставилъ въ условіе и этого
ограниченія. Попъ Димитрій стараго ставленія, послѣ того какъ рас¬
каялся въ служеніи по новымъ книгамъ, служилъ обѣдни, присылалъ
Аввакуму просфоры и былъ ему сынъ духовный. Впрочемъ, положеніе
раскола было таково, что и новопоставленнымъ попамъ неудобно было
выжидать «мучителей». Поэтому, уступку относительно ихъ Аввакумъ
простиралъ далѣе. Въ «разсужденіи на поученіе» онъ писалъ: «Йо
попахъ судихомъ: аще и старой рукоположенецъ блудитъ, не подобаетъ
отъ него ннчтоже пріимати. Аще лп новикъ ревнитель крѣпкой, по
нуждѣ принять его, будетъ въ службу потребъ мірскихъ, но токмо ему
не комкать... Чаю, егда новикъ оплачетъ себя стоиавше, призоветъ
духовное дѣйство и въ комканіи, нроклявше еретическое дѣйство».
Чтобы оправдаться въ такой уступкѣ, Аввакумъ ссылался на «нужду».
«Понеже,—продолжалъ онъ, —сіе время изъ правилъ вышло... Святіи
отцы правила узаконоположпша на тихое время... А егда гонима
церковь, по нуждѣ всяко бываетъ... Помни», — приводилъ Аввакумъ
одинъ изъ примѣровъ, припоминая, очевидно, разсказъ изъ Пролога
подъ 28 августа о Ѳеодорѣ Жндовпнѣ, какъ его, по причинѣ болѣзни,
простые христіане, за неимѣніемъ воды, крестили на пути въ пустынѣ
Сирійской пескомъ, — «на пути крещенъ бысть пескомъ по нуждѣ и
пріято Богомъ. Кольмижъ въ неимущее время плачущему послетъ Богъ
Духа Святаго освятити дары, пли въ крещеніп и вѣнчаніи, или ино
что отъ таковыхъ» (S8, I, 735—0). Такъ судилъ Аввакумъ о ново¬ Digitized by Google Original from UNIVERSITY OF CHICAGO