Внутренние вопросы в расколе в XVII веке

Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке. -СПб, 1898

1898

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

I. Общий очерк положения раскола в первое время его существования

II. Библиографический перечень источников для истории внутренних вопросов в расколе первого ея периода

А. Первый отдел и его характеристика.

Б. Второй отдел и его характеристика.

В. Третий отдел.

III. Составныя части изследования и план их расположения

ГЛАВА I. Взгляд раскола на переживаемое время и чрезвычайныя последствия этого взгляда

I. Время раскола на переживаемое время

1. Сущность вопроса. -Причины, затруднявшия его разрешение. -Первыя попытки разрешить вопрос. -Ответ в Москву из Пустозерска в «книге ответ православных». -Учение диакона Феодора о том, что открылось в мире «последнее отступление» и что «скоро» явится последний антихриста. -Учение Феодора об антихристе, как определенной личности, и об обличителях антихриста, как имеющих явиться видимым для людей образом. -Характер разсуждений протопопа Аввакума. -Его согласие с учением диакона Феодора. -Писания попа Лазаря и инока Епифания. -Пустозерский ответь о «книге» архимандрита Спиридона и сущность взгляда последняго. -Ближайшая внутренняя причина, по которой взгляд пустозерскнх расколоучптелей на переживаемое время, особенно в писаниях Аввакума, не мог удовлетворять последователей раскола

2. Исходная точка в писаниях инока Авраамия. -«Последнее время». -Россия есть место рождения и царствования антихриста. -Возможно, что антихрист явится в лице патриарха Никона. -Когда этот вопрос разрешится окончательно?

3. Попытки доказать, что година последняго антихриста уже наступила. -Учение о явлении антихриста видимаго, в лице патриарха Никона. -Разсказы о Никоне. -Возможные отголоски проповеди монаха Ефрема Потемкина. -Повесть о старцах Негре и Евдокиме. -Вопросы, посланные в Пустозерск, и ответы на них, данные диаконом Феодором в 1670 году. -Отголоски проповеди инока Филиппа. -Последствии от писаний Аввакума и Лазаря, каких не желали самими протопоп и поп. -Толки по смерти Никона

4. Толки о царе Алексіе Михайловиче. -Исходная точка суждений. -Разсказ инока Корнилин о «пророчеств» патриарха Феофана. -Апокалипсическия изречения под пером протопопа Аввакума. -Возможныя истолкования писаний попа Лазари. -Волнения в Тюмени. -Ответное в Тюмень послание из Далматскаго монастыря, отвергавшее мнение об Алексіе Михайловиче, как антихристе

5. Учение об антихристе «духовном». -Причины проповеди. -Свидетельства о проникновении этого учения в Москву. -Проповиедники на Дону и в Поморье. -Сибирь. -Послание в Тюмень «об антихристе и тайном царстве его». -Полемика протопопа Аввакума. -Разделения в расколе. -Писания диакона Феодора, Аввакума и инока Авраамия в деле закреплении учения об антихристе, как «отступлении». -Провозглашение этого учения в качестве догмата на Новгородском соборе 1694 года

6. Ожидание кончины мира. -Известия о попытках раскольников определить год и день кончины мира. -Ранние толки в Москве. -Ожидания в Соловках. -Вычисления инока Авраамия. -Проповедь на Медведице. -«Встреча» трубнаго гласа

7. Противники вычислений о годе и дне кончины мира. -Споры с Космою Косым в Москве, послание против него из Москвы на Дон. -Толкования попа Самойлы, как характерное проявление внутренняго противоречии в учении «умеренной» партии

II. Самоистребление и борьба с ним

8. Общая картина явления. -Виды самоистребления. -Ранние случаи самосожигательств: в нижегородском Закудемском стану, в Сибири, в Пошехонье. -Поморския самосожжения: в Дорах, иноков Пимена, Игнатия, Германа, Иосифа. -Указания на область новгородскую

9. Зарождение самоистребления в капитоновщине. -Самоуморение, как первый вид самоистребления. -Василий Волосатый. -Занесение примера в среду «правовернаго» старообрядства: значение одобрительнаго ответа протопопа Аввакума. -Какой смысл получило здесь это явление? -Мысль о наступлении царства антихриста, как исходная точка доктрины. -Отличие Аввакумовскаго учения. -Заключение

10. Внутренняя борьба в расколе по поводу самоистребления. -Главные противники самоистребления. -Обсуждение вопроса «у Троицы». -Деятельность инока Евфросина. -Отлучение 1691 года. -«Отразительное писание». -Положение вопроса в конце периода

ГЛАВА II. Жизнь раскола в государстве

11. Общий характер вопросов. -Первая обязанность охранителя «Древняго благочестия». -Основа для отношений к противнику. -Требование полнаго разрыва с «никонианским» обществом. -Причина уступок в пользу общения. -Тайная принадлежность к расколу. -Обнаружение ея на почве вопросов церковных. -Правила лицемернаго поведения с приходским духовенством и отношение к святыням церкви

12. Протест против тайнаго охранении раскола и особенно против жизни под укрывательством. -Леса и пустыни. -«Бегание». -Царская служба. -Вопрос о молитве за царя и произведенные им раздоры в расколе. -Вопрос об общении в пище в узком и широком смысле

13. Призыв к мученичеству. -Поведение раскольщиков при допросах на суде и в период отбывания наказания. -Вопрос об отпадших от раскола: противники и сторонники снисходительнаго отношения к ним. -Вопрос о казненных за преступления против закона о расколе: время его возникновения, наставления Аввакума, особыя сказания о мнимых мучениках и их цель, факт в онуфриевщине

ГЛАВА III. Жизнь раскола вне церкви

14. Важность данной группы вопросов для внутренняго движения в расколе. -Вопрос об иерархии. -Фактическое разрешение его в главных центрах раскола в связи с вопросом о перекрещивании приходящих оть «никонианства»

15. Причины разделения раскола на поповщину и безпоповщину. -Взгляд диакона Феодора и инока Авраамия. -Писания попа Лазаря и архимандрита Спиридона. -Учение протопопа Аввакума о совершаемых по новым книгам крещении и рукоположения. -Ответь Далматских «страдальцев» в послании в Тюмень. -Возражение Аввакума против основной идеи безпоповщины

16. Обнаружение вопроса об устройстве поповщины и безпоповщины на почве догматической. -Применение канонической точки зрения. -Исходным пунктом, где начинались столкновения между поповщиной и безпоповщиной, служил вопрос о перекрещивании. -Вызванныя им раздорническия отношения в Швеции. -Волнения из -за этого вопроса в самой поповщине

17. Вопрос о церковных таинствах. -Крещение. -Исповедь пред мирянином и дознание ея недостаточности. -Особенная важность вопроса о таинстве причащения. -Положение раскольников в Москве. -Обедни в обителях: Соловецкой, Курженской, Сунарецкой и Льговской, позднее - -на Чиру и Ветке. -Вопросы о совершении литургий в простых «храминах» и о способе причащения запасными дарами. -Горько -плачевное зрелище в безпоповщине. -Проповедники конечнаго упразднения безкровной жертвы и полемика против них в писаниях протопопа Аввакума и инока Евфросина. -Пример религиозной настроенности раскольника, лишеннаго возможности причащаться

18. Исключительное значение вопроса о таинстве брака. -Ранния свидетельства и ранние факты к характеристике раскольническаго взгляда на брачную жизнь в переживаемое время. -Московский поп Исидор н протопоп Аввакум, как представители двух направлений в учении о браке. -Их переписка. -Семейная жизнь в общинах. принимавших овяшенство. -Бракоборное учение, как догма, в среде новгородских безпоповцев. -Правила Новгородскаго собора 1694 года. -Печальныя явления в общинах бракоборцев: разврат и его оправдание

19. Совершение богослужения. -Отправление духовных треб. Наставления и некоторые факты

ГЛАВА IV. Споры в расколе по обрядовым и догматическим вопросам

I. Вопросы обрядовые

II. Догматические споры

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Взгляд раскола на переживаемое время и чрезвычайныя последствия этого взгляда

ГЛАВА II. Жизнь раскола в государстве

ГЛАВА III. Жизнь раскола вне церкви

ГЛАВА IV. Споры в расколе по обрядовым и догматическим вопросам

Столкновения с сектантством

Указатель лиц, мест и рукописей

OCR
— 24 — однако нельзя не видѣть «злохптрство» изгнаннаго, ибо «паки тщится
прелестію и мечтаніемъ постигнута престолъ четвертаго Рима». Тре¬
тій Римъ палъ—чрезъ Никона, четвертому христіанскому Риму не
быть, четвертый Римъ—Римъ антихриста, Никонъ «тщится» и при¬
томъ «прелестію и мечтаиіемъ», какъ и подобаетъ антихристу, овла¬
дѣть престоломъ четвертаго Рима. Раскольникамъ, разумѣется, было
не безъизвѣстно, что Никонъ не склоненъ примириться съ своимъ
заточеніемъ, почему и продолжаетъ именовать себя «Божіею милостію
патріархомъ», и что, съ другой стороны, его благотворительность,
денежная и особенно лѣчебная, собираетъ къ нему массы народа и
закрѣпляетъ за нимъ славу добраго цѣлителя. По всѣмъ этимъ при¬
знакамъ составитель повѣсти и сдѣлалъ заключеніе словами изъ по*
сланія къ солунянамъ: «сего убіетъ Господь духомъ устъ своихъ».
Вообще памятники показываютъ, что прошло не мало лѣтъ тревожныхъ
ожиданій въ расколѣ, прежде чѣмъ въ темной массѣ его послѣдовате¬
лей перестали имѣть успѣхъ нелѣпые толки о Никонѣ, какъ анти¬
христѣ. Само собою понятно, что дѣло не могло обойтись безъ отвѣ¬
товъ отъ пустозерскихъ узниковъ, которымъ въ этомъ случаѣ выпало
на долю писать успокоительныя посланія съ большою рѣшительностію. Вопросительное посланіе было получено въ Пустозерскѣ не позже
самаго начала J 670 года. По всѣмъ признакамъ, вопросы были пред¬
ложены всѣмъ узникамъ, какъ это дѣлалось раньше, но отвѣтъ, о
которомъ идетъ рѣчь, писанный діакономъ Ѳеодоромъ, былъ данъ имъ
единолично, и это по той простой причинѣ, что въ Пустозерскѣ тогда
произошла извѣстная ссора между Ѳеодоромъ и Аввакумомъ. Отвѣтъ
примѣчателенъ прежде всего общимъ своихъ положеніемъ. «О себѣ ни¬
чего не мудрствуйте,— писалъ вопрошавшимъ діаконъ,—горе мудрымъ
о себѣ, Писаніе сказуетъ. И вы того, возлюбленніи, бойтеся, и не вся
тщптеся собою испытоватн и продерзіемъ злѣ толковати ведовѣдомыя
и закрытыя тайныя глаголы Божія. Егда пріидетъ коей вещй время,
тогда ту тайну и открыетъ Христосъ и немудрымъ младенцамъ. Егда
же еще не у время исполнися чему, тогда и премудрымъ и богослов-
ценъ недовѣдомо бываетъ и закрыто Святымъ Духомъ; не вся бо
вѣдятъ и святіи богословцы» (VI, 265; ср. 88, I, 763—4). Это
наставленіе было вызвано характеромъ присланнаго писанія, которое
съ одной стороны было само полно ложныхъ толкованій, а съ другой
предлагало такіе вопросы, разрѣшеніе которыхъ Ѳеодору казалось
невозможнымъ. По общему тону отвѣтнаго посланія легко видѣть, что
нелѣпыя толкованія, съ какими здѣсь пришлось познакомиться Ѳеодору,
подѣйствовали на него отрезвляюще и заставили отвѣчать, сравнительно
съ другими случаями, очень осторожно. «Самого антихриста нынѣ еще
нѣсть, не видимъ и пе слышимъ,— не ужасайтеся: прсдотечи его
быша мнози, и ныпѣ есть, и по сихъ еще инін будутъ, до сына по¬ Digitized by Google Original from UNIVERSITY OF CHICAGO