Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
99 спасены [от суда] за их страдания и веру в Учителя праведности».394 И в
этом смысле следует понимать IV Евангелие, где «Бог и не судит нико¬
го, но весь суд отдал Сыну»395 и «соблюдающий слово Мое не увидит
смерти вовек».396 [Догматическая хронология] Восстание 94-88 гг. потерпело поражение из-за того, что [восстав¬
шие фарисеи] обратились за помощью к Деметрию, к иноземцам.397
[Этим фактом комментаторы пользуются как] прецедентом [в полемике
с] отступниками в общине евионим - «толкователями скользкого в по¬
следние дни».398 Все обвинение «Ефраима» строится на параллелизме
[современных комментаторам событий и событий 88 г. до н.э.] Как по¬
терпело поражение то восстание, так потерпит поражение и это. Но «мо¬
ре - все киттии. Бог на море прикрикнет и иссушит его».399 400 И когда от¬
кроется слава Иехуды, простецы Ефраима покинут собрание Ефраима
и оно рассыплется, простецы Ефраима присоединятся к Иехуде, то есть 400 встанут на позиции эсхатологической воины. Вследствие крайней необходимости община покинула Иудею, ушла
в «страну Дамаска».401 Проблема переселения в Дамаск сложна из-за от¬
сутствия надежных хронологических данных. Дюпон-Соммер считает,
что это случилось в 64 г. до н.э., когда Помпей завоевал Сирию и мо¬
нархия Селевкидов пала; некоторые ученые, основываясь на данных
палеографии, датируют переселение в Дамаск более ранним периодом -
ок. 70 г. до и. э.402 Вместе с тем Дамасский документ близок к Коммента¬
риям, Благословениям патриархов и Флорилегиуму. Все эти документы 394 [Вольный пересказ IQ pHab 5.4 и 8.1-3]. 395 [Иоан.5.22]. 396 [Иоан.8.51; ср. 14.19,23]. 397 [Joseph., AJ 13.13.5 - 13.14.1; BJ 1.4.4-5]. 398 [См. 4Q 169 fr.3-4 2.2]. 399 [4Q 169 fr.1-2 3]. 400 [4Q 169 fr.3-4 3.4-5]. 401 См. 4Q pPs 37 [4Q 171]. 402 [A.Dupont-Sommer. Le chef des rois de Yawan dans l’ecrit de Damas. -
«Semitica». 5, 1955, c. 41-57. См.Амусин. Кумранская община, с. 72 и с. 236,
прим. 100.]