Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
169 близка к кумранской и принципиально отличается от новозаветного
канона. Эсхатология Дидахе (продолжение) Как видно из текста эсхатологической формулы 3-й евхаристии Ди¬
дахе: «Да придет благодать, да прейдет мир сей», члены общины обра¬
щались к Богу с мольбой о конце дней мира зла и установлении Царства
Божьего на земле. Условием индивидуального и коллективного спасе¬
ния в Дидахе считается достижение святости - совершенства в правед¬
ности. Подход к вопросу, таким образом, оставался чисто кумранским.
Критерием праведности были «дела»674 [...] «Кто свят, да приступает,
кто нет - пусть покается».675 Согласно этой эсхатологической формуле
3-й евхаристии достижение праведности («установление благодати»676)
является предварительным условием наступления конца дней и унич¬
тожения мира зла, а «конец дней» предварит приход мессии: «да придет
благодать, да прейдет мир сей... Маран афа- Господин приходит».677
В этом отношении эсхатология Дидахе того же порядка, что и эсхатоло¬
гия Кумрана. Но в Дидахе есть некоторые указания, которые позволяют
точнее определить характер эсхатологических представлений этого
«раннехристианского апокрифа». В Дидахе определена та форма и тот
момент прихода мессии, которые были заданы Дамасским документом
благодаря трактовке Учителя праведности как кандидата в первосвя¬
щеннические мессии. 2-я эсхатологическая фаза Дидахе фиксирует ту
эсхатологическую периодизацию, которая следует из Дамасского доку¬
мента: конец дней, суд Божий, общее воскресение мертвых, приход (вос¬
кресение) мессии («Господа») и затем установление Царства Божьего на
земле. Из этой эсхатологической периодизации следует и другой важ¬
ный вывод: мессия Дидахе, как и мессия Дамасского документа, - это
еще не воскресший мессия (Христос), когда начнется суд Божий, ожи¬
даемый мессия должен будет воскреснуть. Эсхатология Дидахе, отли¬
чаясь от эсхатологии новозаветного христианства по определяющему 674 См. Дидахе, гл. [1-4]. 675 [Дидахе 10.6]. 676 См. Устав yahad- «дух святыни» [IQ S 3.7; 4.21; 8.16; 9.3]. 677 [Дидахе 10.6].