169 близка к кумранской и принципиально отличается от новозаветного
канона. Эсхатология Дидахе (продолжение) Как видно из текста эсхатологической формулы 3-й евхаристии Ди¬
дахе: «Да придет благодать, да прейдет мир сей», члены общины обра¬
щались к Богу с мольбой о конце дней мира зла и установлении Царства
Божьего на земле. Условием индивидуального и коллективного спасе¬
ния в Дидахе считается достижение святости - совершенства в правед¬
ности. Подход к вопросу, таким образом, оставался чисто кумранским.
Критерием праведности были «дела»674 [...] «Кто свят, да приступает,
кто нет - пусть покается».675 Согласно этой эсхатологической формуле
3-й евхаристии достижение праведности («установление благодати»676)
является предварительным условием наступления конца дней и унич¬
тожения мира зла, а «конец дней» предварит приход мессии: «да придет
благодать, да прейдет мир сей... Маран афа- Господин приходит».677
В этом отношении эсхатология Дидахе того же порядка, что и эсхатоло¬
гия Кумрана. Но в Дидахе есть некоторые указания, которые позволяют
точнее определить характер эсхатологических представлений этого
«раннехристианского апокрифа». В Дидахе определена та форма и тот
момент прихода мессии, которые были заданы Дамасским документом
благодаря трактовке Учителя праведности как кандидата в первосвя¬
щеннические мессии. 2-я эсхатологическая фаза Дидахе фиксирует ту
эсхатологическую периодизацию, которая следует из Дамасского доку¬
мента: конец дней, суд Божий, общее воскресение мертвых, приход (вос¬
кресение) мессии («Господа») и затем установление Царства Божьего на
земле. Из этой эсхатологической периодизации следует и другой важ¬
ный вывод: мессия Дидахе, как и мессия Дамасского документа, - это
еще не воскресший мессия (Христос), когда начнется суд Божий, ожи¬
даемый мессия должен будет воскреснуть. Эсхатология Дидахе, отли¬
чаясь от эсхатологии новозаветного христианства по определяющему 674 См. Дидахе, гл. [1-4]. 675 [Дидахе 10.6]. 676 См. Устав yahad- «дух святыни» [IQ S 3.7; 4.21; 8.16; 9.3]. 677 [Дидахе 10.6].