Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
303 Крещение Иисусово продолжается три дня: четверг, пятницу (за кото¬
рыми скрыт Yom Kippur) и воскресенье, за которым скрыта Пятидесят¬
ница, - это тайная вечеря, казнь и воскресение Христа, то есть Пасха.1352 [Апостол Петр в евангельском каноне] «Двенадцать легионов ангелов» при аресте Иисуса в Евангелии от
Матфея, когда один из учеников (не сказано, что это был Петр) выхва¬
тил меч и отсек ухо рабу первосвященническому1353 - это любопытная
деталь. Значит, они были вооружены? И вооружены были на тайной ве¬
чере?1354 1352 [См. стр. 337.] 1353 [Мф.26.51-53]. 1354 [См. Лука 22.36-38: «Он сказал им: теперь, кто имеет мешок, тот возьми
его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч... Они сказали:
Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно». Ср. S. G. F. Brandon. Jesus
and the Zealots, c. 15-17: «Этот эпизод (Лука 22.35-38) имеет огромное значе¬
ние (is of immense significance), хотя ортодоксальные комментаторы молчали¬
во проходят мимо сообщения Луки... Мы знаем благодаря этому свидетельст¬
ву, что по крайней мере однажды в критической ситуации Иисус заботился о
том, чтобы его ученики были экипированы смертоносным оружием, мечами, и
что они умели ими пользоваться. И это еще не все. Текст подразумевает, что
ученики уже были вооружены, Иисус только проверил их оружие. Более того,
мы можем сделать вывод, что они носили оружие спрятанным под просторной
одеждой. Эта деталь вызывает тем больший интерес, что Иосиф говорит нам,
что именно так носили оружие sicarii, члены боевой дружины зелотов
(the extremist action group of Zealots). Этот эпизод, если рассмотреть его надле¬
жащим образом, показывает Иисуса и его учеников совершенно иначе, чем ри¬
сует их традиционная картина. Вместо группы простодушных, миролюбивых
людей, возглавляемых учителем-пацифистом, который, столкнувшись с опас¬
ностью, советует только ‘подставить другую щеку’, мы видим сильного, муже¬
ственного вождя (a strong virile leader), чьи последователи вооружены и кото¬
рый тщательно проверяет их оружие в минуту крайней опасности, чтобы они
могли оказать сопротивление при аресте». Два меча в рассмотренном эпизоде
аналогичны двум рыбам (Мф.14.17,19; Мк.6.38,41; Лука 9.16; Иоан.6.9), это
руководство двух общин («двух лодок»), поднявшее знамя вооруженного вос¬
стания. - А. Г.]