Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
65 Основание [эксплоататорского общества - это] частная собственность,
стяжательство, выгода, для достижения которой хороши все средства,
«блудница вавилонская»,240 241 все это в терминах социальной этики суть
абсолютное зло, неограниченная алчность, тьма, царство дьявола, Ве¬
лиала. Это - первородный грех,242 отступление от закона Бога. [Познание истины в Кумране и IV Евангелии] [...] В IV Евангелии, как и в Кумране, термин «познание истины»
имеет эсхатологический смысл. Однако принципиальное отличие кум-
ранской эсхатологии от доктрины канонического христианства состоит
в том, что по Уставу yahad полное раскрытие божественной истины мыс¬
лится возможным после и в результате ликвидации мира зла; в IV Еван¬
гелии, наоборот, вся полнота божественной истины воплощена в Иису¬
се Христе, в то время как мир зла еще не уничтожен. [... ] В Уставе yahad учреждение духа святыни и раскрытие истины тож¬
дественны эсхатологическому процессу борьбы двух духов, а искупле¬
ние есть средство учреждения духа святыни, средство раскрытия и по¬ 240 См. книгу Тайн [lQMyst(lQ27) 1.5-11: «И вот вам знамение того, что (это)
произойдет: когда (чрево), порождающее беззаконие, будет заперто, нечестие
отдалится от лица праведности, как <ть>ма отступает перед светом; и как рас¬
сеивается дым и нет его больше, так исчезнет нечестие навеки, а праведность
откроется как сол<нце> - (установленный) порядок мира; и всех придерживаю¬
щихся тайн нече<стия> не станет больше. (Тогда) знание заполнит мир и ни-
ког<да> не будет в нем больше безрассудства. Уготовано слову сбыться, и ис¬
тинно пророчество; и отсюда да будет вам известно, что оно - неотвратимо. Разве
не все народы ненавидят кривду? И (тем не менее) она среди них всех водится.
Разве не из уст всех народов раздается голос истины? (Но) есть ли уста и <я>зык,
придерживающиеся ее? Какой народ желает, чтобы его угнетал более сильный,
чем он? Кто желает, чтобы его достояние было нечестиво разграблено? (А) ка¬
кой народ не угнетает своего соседа? Где на<род>, который не грабил (бы) бо-
гатс<твадругого...>». Ср. И.Амусин. ТекстыКумрана, с. 318: «В приведенном
фрагменте... с особой силой подчеркивается социальный характер эсхатологи¬
ческого переворота. Реалистически рисуется картина всемирного социального
зла: все народы стремятся угнетать и грабить друг друга. Ни для кого автор не
делает исключения».] 241 См. Откр.[14.8; 17; 19.2]. 242 [Быт.З].