Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
192 [Обряд омовения в Дидахе] В заключение остановимся на обряде омовения в Дидахе. Обряд этот
дан в крайне интересной форме. Догмата искупления в Дидахе нет, это
обряд покаяния, очистительный обряд, собственно, идентичный обряду
омовений Дамасского документа. Можно полагать, он рассматривался
как вступительный обряд, и в этом отношении ничего принципиально
нового в Дидахе нет, ту же роль он играл в Уставе yahad при переходе
новициев ко второму кандидатскому сроку, это полностью соответству¬
ет Дамасскому документу, где новициев нет и прием оформляется допу¬
щением к омовению. То обстоятельство, что омовению в общине Дида¬
хе предшествовал пост крещаемого и крещающего (отмененный затем в
христианстве),780 подчеркивает кумранское происхождение этого обря¬
да Дидахе. Но, в отличие от Дамасского документа,781 где специально
оговорен запрет омовения в неглубоком водоеме, Дидахе разрешает омо¬
вение в неглубоком проточном водоеме и даже, в случае отсутствия та¬
кового, разрешает просто лить воду наголову «крещаемого».782 Очевидно,
это разрешение полемично по отношению к запрету Дамасского доку¬
мента и выдержано в духе тактических принципов Дидахе, направлен¬
ных на максимальное уменьшение препятствий к вовлечению в общи¬
ну новых членов из язычников диаспоры. И вот этот допаулинистский,
кумранский по интерпретации обряд сопровождается в Дидахе канони¬
ческой формулой троицы: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», при¬
чем формула повторяется дважды783 - и применительно к омовению в
проточном водоеме, и применительно к возлиянию воды на голову кре¬
щаемого, отвергнутому католицизмом и канонизированному правосла¬
вием. Виппер784 полагал, что формула троицы - христианская интерпо¬ 780 [Дидахе 7.4; в Новом Завете не сказано о посте перед крещением, о немупо-
минает Юстин Мученик ок. 150 г. (Apologia, 1.61). С конца II в. нет упомина¬
ний о том, что тот, кто крестит, должен поститься накануне совершения обряда
(примечание А.Гарнака к тексту Дидахе; см. прим. 1795 на стр. 409).] 781 [CD 10.10-11]; см. параллель у Флавия, и именно когда он описывает обы¬
чаи второй ветви ессеев, признающих брак. [«Женщины купаются в рубашках,
так же как мужчины в передниках. Такие обычаи у этой секты» (BJ 2.8.13).] 782 [Дидахе 7.2-3]. 783 [Дидахе 7.1,3]. 784 [Возникновение христианской литературы, с. 68-69.]