26 [КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ] Терминология и символика [кумранских рукописей похожа на тер¬
минологию и символику Нового Завета и апокрифов], организационные
принципы [кумранской общины похожи на организационные принци¬
пы новозаветной общины и] Дидахе. Это заимствования? Параллель¬
ное существование нескольких общин? Или это было одно движение и
различные его направления? Или одна организация на разных этапах
своего развития? Где ключ, который поможет решить эту загадку?
В культе. Но каком культе? Эсхатологическо-мессианском культе Учи¬
теля праведности. Если культ евангельского Христа восходит к Кумра-
ну, то, учитывая очевидную эволюцию организационных форм, мы
вправе рассматривать кумранскую общину и общину канонического Но¬
вого Завета как одну организацию на разных этапах движения, в ходе
которого культ был реорганизован в силу необходимости. Что такое эс¬
хатология? Мифологема это или мировая революция? [Догматическая хронология] Это была партия, готовившая мировую революцию, постоянно дей¬
ствовавшая в течение двухсот лет, массовая, идейно и организационно
сплоченная, имевшая отделения во всех центрах тогдашнего мира. Ор¬
ганизация высшего типа, по своей структуре и отношениям она была
прообразом будущего мирового устройства - Царства Божьего на зем¬
ле. Ее руководители могли ответить на вопросы, против кого действо¬
вать, кто будет действовать, как действовать до и как действовать после
победы мировой революции? Единственным вопросом, на который они
не могли дать прямого, определенного ответа, был вопрос о сроках. В
этом вопросе они оказывались в зависимости от обстоятельств. «Бог дал
конец бытию кривды и в назначенный срок уничтожит ее навеки. Тогда
навсегда выйдет правда мира, которая запятналась на путях нечестия
до срока поставленного суда».71 Эсхатологическое учение Кумрана и его 71 IQ S [4.18-20].