Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
10 возводила к греческой философии (и сюда же относила гностицизм), так
что получалось, что греческая философия и реформаторство Иисуса и
Павла привели к образованию новой мировой религии, то согласно ми¬
фологам нет вообще никакой разницы между христианством и аграр¬
но-астральными синкретическими культами. В обоих случаях остались
непонятыми ни происхождение христианства, ни его характер, ни по¬
чему христианство стало мировой религией. Массовое социальное дви¬
жение и рождение первой мировой религии оказывались социально не¬
обусловленными, после 100 лет изучения загадка христианства осталась
неразгаданной. Загадка христианства Иисус Христос был учителем общины и воплощением духа святого
и истины, то есть божеством, Сыном Божьим, [одной из трех ипостасей
Бога согласно] формуле троицы, [которую следует понимать] нераздель¬
но и неслиянно: «Единородного Сына Божьего Он явил».15 Он принес
свою жизнь в искупительную жертву, но его смерть была искупитель¬
ной жертвой только в том случае, если он Сын Божий. Но какова эта ис¬
купительная жертва сама по себе? Это смерть на кресте, он распят как
мятежник, враг Рима и иудейских властей, приговоренный к казни обеи¬
ми официальными инстанциями: первосвященниками (синедрионом) и
римским наместником Понтием Пилатом. Вот главное противоречие, ко¬
торое опрокидывает построения обеих школ, и мифологической, и ис¬
торической. Если христианство синкретическая религия и [крестная
смерть] - мифологема, то при чем тут синедрион, Пилат и казнь между
двумя разбойниками? А если Иисус Христос - реформатор, то что же
он реформировал так, что против него кроме синедриона и первосвя¬
щенников поднялся Пилат и Ирод Антипа? Это с одной стороны, а с дру¬
гой стороны, как же он стал Сыном Божьим единородным, взявшим на
себя грех мира, и из чего же был построен его культ, который вознес его,
учителя и реформатора, до статуса Сына Божьего, второго лица форму¬
лы троицы Никейского собора, и все это - в жестких рамках монотеиз¬
ма, на основе Библии, то есть Торы и пророков, в конкретно-историчес¬
кой ситуации II в. и. э ? Иными словами, если он Бог, Сын Божий, через 15 [Вольный пересказ Иоан.1.18].