Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
58 [Доктрина искупления] Общая теологическая концепция Устава yahad и IV Евангелия вклю¬
чает в себя понятие искупления в одинаковой и новой, сравнительно с
Ветхим Заветом, трактовке. [... ] Доктрина Устава yahad - доктрина ис¬
купления. Мессия первосвященнический получил функцию искупите¬
ля [после того, как эта функция долгое время была] теологической пре¬
рогативой Совета yahad. «Воплощение» истины в Сыне Божьем было
естественным, логическим следствием этого, «воплощение» (формула
троицы Первого послания Иоанна214) есть дальнейшая разработка тео¬
логической и мессианской доктрины Устава yahad... В итоге мы в со¬
стоянии проследить формирование мессианской догматики и культа
мессии-искупителя от Кумрана до IV Евангелия.215 Структура Дидахе то¬
ждественна структуре Устава yahad, [отличия между двумя документа¬
ми объясняются тем, что] первый - наставление для новообращенных
из язычников, второй - устав членов yahad. Нормативы [Устава yahad
были] модифицированы применительно к составу общины Дидахе. [В
Дидахе еще сохранилась] трактовка [искупления как] искупительной
жертвы общины [характерная для Устава yahad. Но] кандидат в мессии
первосвященнические [уже получил] функцию посредника в духе свя¬
тости и познании Бога [характерную для новозаветного канона...]. [Yahad] История человечества [ΕΓΝ b'D П'“Ь'П| есть борьба двух непри¬ миримых сил, эта борьба и ее исход детерминированы, конец этого ми¬
ра предопределен.216 Это [основное теоретическое положение Устава
yahad было] завершением монотеизма, речь шла о единстве [теории и
практики], творения и познания мира. [После Маккавейских войн и по¬
следовавшего «Хасмонейского разложения» оказалось, что] победу нуж¬
но готовить, начинать надо с подготовки; чтобы построить общество на
началах справедливости - Царство Божье на земле - нужно создать 214 [1Иоан.5.6-8]. 215 [Далее в рукописи следует запись:] или эволюцию первой предхристиан-
ской традиции до ее слияния со второй в христианстве, зафиксированном в ка¬
ноне Нового Завета. 216 [1QS 4.15-20].