Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
98 дахе сказано, во-первых, что «святой виноград Давида, отрока Божье¬
го, открыт через Иисуса, отрока Божьего», то есть члены общины ста¬
новятся истинным Израилем;390 во-вторых, что «хлеб», символизирую¬
щий единство общины, «открыт через Иисуса, отрока Божьего», через
Иисуса открыты «жизнь и познание»;391 и в-третьих, «как сей прелом¬
ляемый хлеб был рассеян по холмам, но собранный вместе стал единым,
так и община твоя да соберется в Царствие Твое; ибо Твоя есть слава и
сила через Иисуса Христа во веки».392 В 1-й хлебной молитве «хлеб печеный, ломимый» означает единст¬
во общины в познании и бессмертии, жизни вечной, и открыт «Иису¬
сом, отроком (служителем) Бога», раскрывает его учителем и спасите¬
лем; ломимый хлеб означает причастие к единству и спасению.393 2-я хлебная молитва Дидахе раскрывает мессианско-эсхатологиче¬
ские первосвященнические функции Иисуса Христа через собирание об¬
щины в Царстве Божьем, здесь раскрыто единство общины и ее главы -
Христа. Община станет Царством Божьим, и Иисус откроется Христом
[преобразится]. [Суд] Согласно Уставу yahad, в каждом человеке и во всем обществе идет
непрерывная «тяжба двух духов», это и есть суд Божий, история чело¬
веческого общества, которая продолжается до установленного Богом сро¬
ка. Бог дал не срок начала суда Божьего, а срок его конца. Окончанием
суда Божьего будет установление yahad [во всем мире], Царство Божье
на земле. «Конец дней», «последнее время» - это конец суда Божьего [а
не его начало], и в этом смысле нужно понимать Комментарий к Хавак-
куку: «Бог передал Учителю суд над всеми народами. Исполняющие За¬
кон (Кумрана, то есть предписания Устава yahad) в доме Иехуды будут тебе слово Божие помни день и ночь, почитай же его, как Господа»] и 16.[1, вде
говорится: «...светильники ваши пусть не будут погашены, и чресла ваши не
препоясаны, но будьте готовыми; ибо вы не знаете часа, в который Господь ваш
придет»]. 390 1-я евхаристия (Дидахе 9.2). 391 1-я часть хлебной молитвы (Дидахе 9.3). 392 [Дидахе 9.4]. 393 См. «хлеб жизни» в IV Евангелии [6.35,48].