Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
86 Дополнение В Кумране, как и в IV Евангелии, «истина» и «дух святости» - две
стороны божественной субстанции. Отождествление этих понятий да¬
но в Дамасском документе.341 Дух зла стоит между Богом и людьми, раз¬
рывая их завет («препона греха»342). По мере «учреждения духа святы¬
ни» истина «раскрывается из срока в срок».343 Для «учреждения духа
святыни» необходимо искупление своих грехов344 [что достигается по¬
средством коллективизма]. Этот процесс идет по предусмотренному Бо¬
гом плану345 и заканчивается ликвидацией мира зла.346 Процесс позна¬
ния тождествен процессу очищения, искуплению зла, грехов и имеет
эсхатологический смысл. Истина и божественное предопределение [в Уста¬
ве yahad] синонимы. Это система, компоненты которой взаимно обуслов¬
ливают друг друга. Искупление грехов (комплекс норм праведности)
обеспечивает возможность соединения со святым духом, который в свою
очередь дает раскрыться истине Бога и делает возможным осуществле¬
ние божественного плана ликвидации мирового дуализма и восстанов¬
ление связи Бога с людьми, единства Бога и людей в Царстве Божьем на
земле. Дух святости - посредник в познании истины. Искупительная
жертва каждого [и есть] искупительная жертва Совета yahad. В Уставе
yahad нет искупителя и ничего нельзя искупить обрядами. Нигде не го¬
ворится, что для искупления зла достаточно веры. Ничего не говорится а исповедующий Сына имеет и Отца» (1Иоан.2.22-23). Ср. «Все предано Мне
Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кро¬
ме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11.27; Лука 10.22).] 341 См. CD 2.12; ср. IQ S 8.16. 342 [1QS 2.12,17]. 343 [См. прим. 42 на стр. 18 ] 344 См. IQ S 3.6-7 [см. прим. 275 на стр. 73] и IQ S 9.3-4 [«Когда эти станут
членами общины, в соответствии с этими установлениями, для основания духа
святости, для вечной истины, для искупления вины преступления и греха веро¬
ломства и для (заслуженна божьего) благоволения к стране, (тогда все это бу¬
дет иметь значение) больше, чем мясо всесожжений и чем жертвенный жир»
(пер. И.Амусина)]. 345 1QS3.16. 1QS 4.[18]-20. 346