Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
316 словоупотребление означало принадлежность к группе, лицу и т. да не
отчество и не прозвище. Это термин, раскрывающий политическую по¬
зицию или назначение на должность. Например, «Симон, сын Ионин»
означает «сын знамения воскресения».1431 Иаков и Иоанн Боанергес -
«сыны Громовы».1432 Тогда «Иуда Симонов Искариот»1433 следует читать:
Симонов сикарий Иуда, или еще точнее: Сикарий Иуда, дьякон общины
Симона-Кифы, член коллегии двенадцати руководителей общины.1434
Тогда его заявление против траты 300 динариев вполне обосновано его
должностью. Поэтому оно приведено и тут же снято - «он был вор».1435 [Тайная вечеря и миропомазание] Миропомазание соответствует первому дню крещения Иоаннова.1436
Оно совершается в IV Евангелии за шесть дней до Пасхи,1437 в день из¬
брания пасхального агнца, в четверг 9/VII-9/I по кумранскому календа¬
рю,1438 накануне Yom Kippur’a, Судного дня, дня Искупления. Община,
восстановленная воскрешением Лазаря, собрана в своем доме, доме об¬ 1431 [Иоан.1.42; ср. Мф.16.17-19]. 1432 [Мк.3.17]. 1433 [Иоан.12.4]. 1434 [«Искариот» - транскрипция латинского слова «сикарий», это понял Велль-
гаузен (J. Wellhausen. Das Evangelium Marci, с. 24-26). С этой этимологией
согласен ряд исследователей, например, Кульман {О. Cullmann. Jesus et les
revolutionnaires de son temps. Neuchatel, 1970, c. 21 и далее). Также вызывают
интерес следующие этимологии, предложенные учеными (они, вероятно, отра¬
жают дополнительные обертоны звучания прозвища Иуды): О’ЭрЕ) ЕГ& — «Че¬
ловек лжи» (Е. W. Hengsternberg. Das Evangelium des heiligen Johannes. Berlin,
1861, c. 419; ср. «Человека лжи» кумранских документов); «Сихарит» - «Иуда
из Сихара» (ср. «Самарянку» Евангелия от Иоанна). Слово «Искариот», ско¬
рее всего, такая же искусственная конструкция, как и сам Иуда. Все вместе зву¬
чит следующим образом: «Иуда сикарий, раскольник, такой же предатель, как
Человек лжи» (ссылки заимствованы из работы: J.-A.Morin. Les deux demiers
des douse: SimonleZeloteet Judas Iskarioth. RB. 80,1973, No. 3,c. 349-353). - А. Г] 1435 [Иоан.12.6]. 1436 [См. Иоан.1.19-28]. 1437 [Иоан.12.1]. 1438 [В ку иранском календаре первый месяц соответствовал четвертому, седь¬
мому и десятому месяцам. См. И.Амусип. Ку иранская община, с. 132.]