Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
377 хатологическую войну бедных (евионим) против богачей и неверных,
против царства Сатаны, для чего все призванные Богом объединялись в
воинство, в котором все равны и все покорны воле Бога и выполняют
его волю - это ислам, и это идея Устава yahad Кумрана, возникшая до
формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя правед¬
ности. [Православная церковь] Сейчас в России не христианство восстанавливают, а православную
церковь. Разница в том, что [наша] православная церковь - византий¬
ская, проимперская, [у нас] не было реформации, более того, раскол рус¬
ской православной церкви был вызван дальнейшим укреплением в ней
прогосударственного, промонархического начала. Тезис «Москва - тре¬
тий Рим» Ивана III, принявшего царский титул, - претензия на то, что
русская православная церковь стала преемницей византийской церкви,
Москва - преемницей Византии, московский государь всея Руси - пре¬
емником византийского императора. Не случайна была роль патриарха
Филарета в избрании Романова на престол. При втором Романове была
проведена Никоновская реформа, следствием было усиление роли церк¬
ви и укрепление российской монархической государственности. Петр
ликвидировал патриаршество и полностью подчинил церковь самодер¬
жавию, светской власти. Само самодержавие порвало с ориентацией на
церковь как опору трона и вышло на европейскую колею: Россия была
объявлена империей. В послепетровское время церковь полностью под¬
чинена государству, и затем, уже в XIX веке, формула Уварова [«право¬
славие, самодержавие, народность» провозглашает симфонию государ¬
ства и церкви, а в действительности лишь подчеркивает] идеологичес¬
кую роль церкви в защите самодержавия.1743 Церковь охраняла самодержавие от различного рода «идей» и стала
идеологическим барьером против освободительного и революционного
движения второй половины XIX века. В русском (а еще раньше европей¬
ском1744) общественном движении понятия «христианство», «христиан- 1743 [Патриаршество было уничтожено Петром I в 1721 г. Восстановлено в хо¬
де революции в ноябре 1917 г.] 1744 [См. прим. 12 на стр. 9.]