Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
195 сия первосвященнический по преимуществу - стал каноническим Ии¬
сусом Христом, одна линия преемственности может считаться установ¬
ленной. Оба учителя наделены одними и теми же функциями, и это
функции кумранского первосвященнического мессии. И в том единст¬
венном пункте, где кумранская ортодоксальная традиция расходится с
Дамасским документом и Дидахе (смерть и ожидаемое воскресение Учи¬
теля), есть расхождения и между Кумраном и каноном. Радиус расхож¬
дения неуклонно увеличивался от Дамасского документа к Дидахе и в
своей окончательной редакции дошел до разрыва традиции - в канони¬
ческих Посланиях Павла Христос воскрес. Вместе с тем была опроки¬
нута и эсхатологическая периодизация Дамасского документа и Дида¬
хе. Эволюция трактовки воскресения - ключ к решению важнейшей
проблемы происхождения христианства. [Культ Учителя праведности] Принцип, на котором работает культ - привести к «единству в тлен¬
ном через единство в нетленном»,794 другого пути построения общины
открытого типа нет. До сих пор мы рассматривали одну сторону про¬
блемы: как строили мессианско-эсхатологический культ Учителя, что¬
бы сделать доступным для всех вступивших в организацию (для Израи¬
ля и герим) учение и практику yahad. Теперь посмотрим, какие измене¬
ния произошли в самом учении, то есть в кумранской эсхатологической
доктрине, в ходе строительства этого культа [...].'795 Все, что до культа было делом раббим, делом всего yahad, в резуль¬
тате формирования культа Учителя стало его делом. Готовая уже догма¬
тика, то есть учение, прошедшее уже через мессианско-эсхатологический
культ Учителя, составила доктрину христианской организации, ее «хри-
стологию». Эта доктрина в основных чертах была, очевидно, готова к
40-50-м годам I века н. э., то есть до Великого Иудейского восстания 66-73 гг.
Культ выполнил предназначенную ему роль, открыл массам доступ к ре¬
волюционной идее, eda стала массовой организацией в Иудее и диаспо¬ 794 [См. Дидахе 4.8]. 795 [Дальше в рукописи следует неразборчивая запись о том, как внесенные из
теории в культ положения были перенесены затем обратно из культа в теорию,
так оформились христианские догматы].