Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
243 тельстве культа для общин типа eda можно считать доказанным. В свою
очередь оказывается решенным вопрос об Учителе праведности и Ии¬
сусе Христе. Речь идет об этапах развития кумранской общины на про¬
тяжении двух веков,1034 с момента гибели Учителя праведности и до
Великой Иудейской войны, после которой были написаны Евангелия.
Евангельский канон представляет собой партийную литературу того эта¬
па развития общины, который в Евангелиях представлен как община
Иисуса, главой шторой был поставлен Симон Ионин (Петр, Кифа).1035
Речь идет об общине Иоанна Крестителя, из которой выделилась и ста¬
ла самостоятельной община Петра [то есть Галилейская община]. После того, как был открыт Кумран, оказалось, что за 150 лет до
евангельского Иисуса Христа было мессианско-эсхатологическое уче¬
ние, общины двух типов и Новый Завет1036 (в стране Дамаска), что осно¬
вателем общины был Учитель праведности, история жизни которого бы¬
ла точно такой же, как у Иисуса Христа, и стало ясно, что образование
Нового Завета есть завершение, а не начало процесса развития этой об¬
щины. Между Ветхим и Новым Заветом Иисуса Христа находилась кум-
ранская община, кумранский Учитель праведности, кумранский Новый
Завет. Проблема возникновения христианства решена [... ] Новый Завет
Иисуса Христа образовался из Нового Завета Кумрана. [Два крещения] Крещение Иоанново водой и крещение Иисусово и водой, и духом1037
доказывают, что христианская организация образовалась в результате
отделения от другой, в состав которой входили все, объединенные всту¬
пительным крещением (омовением, так называемым «Иоанновым кре¬
щением»), В том, что это не отделение от официального (храмового) иу- 1034 Точнее, 150 лет - с 70 г. до н. э. по 70-е годы н. э. 1035 [См. Иоан.1.42; Мф. 16.17-19. См. прим. 1082 на стр. 250-251.] 1036 [Выражение «Новый Завет» (ГТ2ЛПП ΓΠ“Ω) было самоназванием общины
Дамасского документа (CD 6.19; 8.21; 19.33-34; 20.12) и однажды употребле¬
но в Комментарии кХаваккуку (IQ pHab 2.3; ср. Иер.31.31). На греческий язык
это выражение было переведено как ή καινή διαθήκη («Новый Завет»).] 1037 [См. Мф.3.11: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною силь¬
нее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Свя¬
тым и огнем»; см. Мк.1.8; Лука3.16; Иоан. 1.26-27.]