Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
289 но - культовый. Иными словами, чтобы «спасти» язычников от этого
мира, нужно было поставить их между страхом и надеждой, между су¬
дом Божьим и Царством Божьим. Чтобы спасти иудеев, нужно было
уничтожить этот мир зла и установить на земле Царство Божьей спра¬
ведливости. Поэтому накануне Великой Иудейской войны и суда
Божьего паулинизм был оппортунистическим направлением внутри ор¬
ганизации евионитов, и, наоборот, после Великой Иудейской войны и
конституирования 3-й стадии культа паулинизм стал ортодоксальным
христианством. [Иоанн Креститель] [...] Самарянка, resp. невеста, resp. матерь Христа,1261 есть община
Дамасского документа, то есть община Иоанна Крестителя, это подтвер¬
ждается мнимой «интерполяцией» Иосифа Флавия,1262 который раскрыл
смазанный евангельской мифологизацией действительный мотив пре¬
следования Иоанна Крестителя Иродом Антипой: рост влияния Иоан¬
на на народ. Авторитет Иоанна Крестителя не вызывал споров. Все ка¬
нонические Евангелия, в том числе, разумеется, и IV Евангелие, прямо
ссылаются на него: «Какой властью ты это делаешь?.. Крещение Иоан¬
ново с небес или от человеков?.. не могли ответить, так как народ почи¬
тал Иоанна Крестителя за пророка»;1263 «Он был светильник, горящий 1261 [Самарянка, с которой Иисус встречается в Сихаре (Иоан.4.4-43), «невес¬
та», о которой говорит Иоанн Креститель (Иоан.3.29; ср. «невесту Агнца»-
Откр.21.9-10), и Матерь Иисуса, которая присутствует на браке в Кане Гали¬
лейской (Иоан.2.1-5) и стоит при кресте распятия, где Иисус передает ее «уче¬
нику», то есть возвращает очищенной Иоанну Крестителю (Иоан. 19.25-27),
символизируют в Евангелии от Иоанна одну и ту же общину.] 1262 [AJ 18.5.2: «Ирод стал опасаться, как бы его (Иоанна) огромное влияние
на массу (вполне подчинившуюся ему) не повело к каким-либо осложнениям.
Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна и казнив его рань¬
ше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно».] 1263 [«И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники
и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал
такую власть? Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том
скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; крещение Иоанново
откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если
скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? а если