Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
27 компонент - догматическая хронология - это периодизация процесса
подготовки революции. Кумранская теория исходила из подготовки Цар¬
ства Божьего «в недрах старого строя».72 Пророки понимали суд Божий
как кару, «день гнева», от которого только «остаток» спасется, и все на¬
роды придут к познанию Бога, к монотеизму и единству в монотеизме.73
Кумранское учение, в отличие от пророческого, понимало Суд Божий не
как кару, но как конец мира зла и начало нового мира. Суд Божий будет
действительно справедливым, истина открыта, невинных жертв быть не
может (как это было у пророков). Партия евионим существовала дли¬
тельное время, и каждое обострение социально-политического кризиса
в Иудее и диаспоре могло рассматриваться и рассматривалось как на¬
ступление «последних дней», как начало мировой революции. Догма¬
тический срок можно было передвигать, и каждый раз точкой нового от¬
счета становилось то действительное событие, которое соответствовало
ожиданиям. Поэтому на каждое обострение социально-политического
кризиса на протяжении почти двухсот лет «падал» и от него вновь пере¬
двигался догматический срок 490 лет74 от падения Первого храма и за¬
тем - 40 лет от дня кончины Учителя и «до уничтожения всех людей вой¬
ны, которые шли с человеком лжи»,75 до «уничтожения нечестия наве¬
ки».76 [Пророческий монотеизм] Эсхатология пророков носила частный характер, для них характе¬
рен историзм как путь познания Бога, подход к миру как к процессу сме¬
ны царств. Бог периодически «посещал», судил мир, таким «посещени¬
ем» был потоп, таким судом Божьим было вавилонское и ассирийское
нашествие и Вавилонский плен. Даже у Иеремии в гл. 31 идея Нового
Завета связана не с уничтожением мира как мира зла и установлением
Царства Божьего на земле, но с карой за отступление от Закона Бога, с 72 Ср. «родовые муки» [1Q Н 3.7-12; см. 1Фес.5.3; Откр.12.2; ср. Иоан.16.21
и др. Имеется в виду рождение нового мира.] 73 [См. Ис.2.2-4; 10.20-23; 60.1-14; 61.4-6; Иер.23.3-8; Мих.5.7-15;
3ах.8.6-23 и др ] 74 [Дан.9.24-27]. 75 CD [20.13-15]. 76 4Q pPs 37 [2.7-9].