Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
75 Прямая пропорциональная зависимость между истиной и духом свя¬
тыни. *** В иудаизме день Суда Божьего [то есть Йом Киппур] назван днем
Искупления. [Культ] Члены организации [уставом которой была Дидахе] должны снача¬
ла стать едиными в нетленном, то есть должны верить. «Вера» со¬
знательно была поставлена условием общности. Ни в язычестве, ни в
иудаизме нет проблемы «веры», вера есть неотъемлемый компонент лю¬
бого культа так же, как культ есть естественное выражение общности.
Кумран поставил все «с головы на ноги»: стать «едиными в нетлен¬
ном»281 (в вере), чтобы придти к единству социальному, к такой органи¬
зации общества, которая исключает существование «мира зла» и «духа
тьмы».282 Чувства масс вскормлены религиозной пищей, [пришлось ре¬
шать] практическую задачу подготовки членов общины [к Царству
Божьему на земле]. Получился парадокс: отрицание культа привело к
установлению нового культа. «Настанет время и настало уже, когда Бо¬
гу будут поклоняться в духе и истине»283 - это положение кумранского
yahad, но, чтобы поклоняться в духе и истине, нужно, чтобы дух и исти¬
на были воплощены, нужно строительство мессианско-эсхатоло¬
гического культа Учителя праведности. И они получили воплощение. 281 [См. Дидахе 4.8]. 282 См. «ночи там не будет» - Откр.[21.25]; см. термин «сыны света» в Кум-
ране [IQ S 1.9; 3.24; 11Q Melch 8 и др.] и новозаветном каноне [«Но вы, бра¬
тия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы - сыны света и сы¬
ны дня; мы - не сыны ночи, ни тьмы» (1Фес.5.5); «Вы были некогда тьма, а
теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света» (Еф.5.8);«.. .да будете сы¬
нами света» (Иоан. 12.36); «...сыны века сего догадливее сынов света в своем
роде» (Лука 16.8) идр.] См. выражение «со святым духом соединиться» [IQ S 3.7;
ер. каноническое «сошествие Святого Духа на апостолов» в Деян.2]. 283 [Иоан.4.23 (вольный пересказ).]