Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
123 а евхаристийная формула, по замечанию Гарнака,504 505 заставляет пола¬
гать, что Дидахе отражает ранний, доканонический этап формирования
христианской догматики. Организация общины Дидахе, ее этика, текст
«Отче наш», текст учения о пути жизни, воспроизведенный затем в На¬
горной проповеди Евангелия от Матфея, подтверждают это, как убеди¬
тельно показал Виппер506 и другие ученые. С другой стороны, в Дидахе
есть формула троицы «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», воспроиз¬
веденная у Матфея507 и принятая Никейским собором, а предположение
об интерполяции, как и предположение о компилятивном характере до¬
кумента, отдельные части которого были написаны в разное время, по
меньшей мере спорно. Анализ Дидахе дает основание полагать, что это
наставление для новообращенных составлено по строгому единому пла¬
ну и подчинено одной цели - изложить «учение Господа» наиболее крат¬
ко, полно и доходчиво. В этом документе отразилась определенная це¬
лостная концепция, имевшая хождение в определенных кругах в тече¬
ние определенного срока до Посланий Павла и Евангелия от Матфея.
Трудно предположить, что спорные вопросы догматики могли быть из¬
ложены в наставлении для новообращенных. Напротив, в таком настав¬
лении изложено лишь то, что принято в данной общине как аксиома, и
тем более это относится к обрядовой практике. В этом ценность Дида¬
хе. Этот документ отражает промежуточную форму между Кумраном и
каноном, мы вправе говорить об эволюции и генетической связи между
ними, а не о сходстве обрядовых форм, текстуальных совпадениях, от¬
ветвлениях, заимствовании, интерполяциях и экстраполяциях. Дуализм и социальная этика Дидахе Учение о двух путях жизни Дидахе (так же названное в Послании
Варнавы508), то есть вся теоретическая часть документа (гл. I-IV), пред¬
ставляет собой популярное изложение соответствующих разделов уче- 504 Речь в Дидахе идет о еще не воскресшем Иисусе. 504а [Исключение - речь Петра в Деяниях апостолов: έδόξασε τον παίδα αύτου
Ίησοΰν. (Деян.3.13); άναστήσας τον παίδα αύτοΰ Ίησοΰν (Деян.3.26). - Α.Γ.] 505 [См. прим. 749 на стр. 185.] 506 \Р. Виппер. Возникновение христианской литературы, с. 54—77.] 507 [Дидахе 7.1,3; Мф.28.19]. [Вари. 14.3]. 508