Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
262 («ангелов» - «мужей») из гробницы.1146 Все потрясены и т. д. Это апо¬
феоз воскресения. И наоборот, у синоптиков и в IV Евангелии все скры¬
то, видит одна Мария Магдалина,1147 гроб пуст, все покрыто тайной и
мраком неизвестности. Эммауские ученики у Луки1148 [тоже видят вос¬
кресшего Христа]. [Иосиф Аримефийский] Иосиф Аримефийский - тот, кто похоронил Христа, назван в Еван¬
гелии Петра «другом Пилата и другом Христа».1149 В канонических
Евангелиях1150 это наименование опущено, исключено. Казалось бы, на¬
оборот, оно было бы уместно в каноне, если бы целью канона были со¬
ображения тактические - примирение с римскими властями, созвучно
троекратному заявлению Пилата о том, что он не находит в Иисусе ни¬
какой вины перед Римом.1151 Но цель канона иная, противоположная
цели Евангелия Петра: не «обеление» Пилата, а обеление Христа от об¬
винения в революционной ереси. Здесь же, в Евангелии Петра, этот
«друг» Пилата оказывается в одном ряду с омовением Пилатом рук и,
таким образом, на периферии происходящего. В Евангелии от Луки, на¬
оборот, Пилат и Ирод Антипа оба не находят в Иисусе никакой вины.
Иисус Христос не виновен перед властями вовсе. «Более вины на тех,
кто предал меня тебе», - говорит Иисус Христос Пилату в IV Еванге¬
лии.1152 Пилат предал Иисуса на распятие, испугавшись за свою карье¬
ру, но прежде он троекратно засвидетельствовал невиновность Иисуса
Христа перед властью кесаря. Так данная в Евангелии Петра тактичес- 1146 [«воины... увидели трех человек, выходящих из гробницы, двое поддержи¬
вали одного, а крест следовал за ними. И достигали неба головы двоих, а у то¬
го, кого вели за руку, голова была выше неба» (Петр. 10.39-40).] 1147 Иоан.[20.1] . В Евангелии Петра этот эпизод тоже есть, но он на втором месте
после выхода воскресшего Христа из гробницы [Петр. 12.50 -13.57; ср. Мк. 16.9—11;
Мф.28.1-10; Лука 24.1-10]. 1148 [См. Лука 24.13-35]. 1149 [«Был там Иосиф, друг Пилата и Господа... и попросил тело Господа для
погребения» (Петр.2.3).] 1150 [Мф.27.57-60; Мк.15.43-46; Лука 23.50-53; Иоан. 19.38^12]. 1151 [Мф.27.17-23; Мк.15.9-14; Лука 23.13-23; Иоан.18.29- 19.16]. [«Более греха на том, кто предал Меня тебе» (Иоан. 19.11).] 1152