Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
85 ния «Во имя Отца и Сына и Святого Духа»337 соответствует 3-й евха¬
ристии Дидахе. Таковы были в общих чертах три этапа образования
мессианско-эсхатологического культа воскресения Христа, насколько
можно судить по имеющимся документам - трем уставам eda, состав¬
ленным в разные периоды ее существования. Не исключено, что в доку¬
ментах, составленных в период между Дамасским документом и Дида¬
хе, содержатся данные, детально показывающие, как строился этот культ
и, что то же самое, шла контаминация статусов Христа. Дидахе стоит
на рубеже [канонического христианства]. «Евангелием (благой вестью)
Господа» в Дидахе называют учение о двух духах Устава yahad.338 «Не
принесет вам пользы все время вашей веры, если не сделаетесь совер¬
шенными в последний час»,339 [... ] то есть если не станете yahad; об ис¬
купительной жертве Иисуса Христа нет ни слова, ее там нет и не может
быть. Здесь линия раздела. Догмата искупления в Дидахе нет. Следует ли из этого, что Мидраш Мельхиседек оказался в стороне,
вне построения культа? Да. Это теоретическая разработка статуса мес¬
сии, одного мессии для всей общины, но прямого отношения к построе¬
нию мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности, то есть
к ритуальной культовой практике, Мидраш Мельхиседек не имеет, это
следующая после Дамасского документа и Комментария к Хаваккуку
ступень разработки мессианской доктрины Кумрана, «твердая пища». [Чин Мельхиседека] Чин Мельхиседека помог свести двух кумранских мессий к одному
мессии ветхозаветной пророческой традиции, санкционировал совме¬
щение разнородных мессианских функций и, сыграв эту эпизодическую
роль, исчез из аргументации новозаветного канона. Один Бог, один Гос¬
подь (Κύριος), один Христос, Сын Божий. Кто не признает Иисуса Хри¬
ста сыном Божьим, Бога не знает.340 337 [Дидахе 7.1,3]. 338 [В Дидахе сказано: «Обличайте друг друга, но не в гневе, а в мире, как
имеете в Евангелии... Молитву же вашу и милостыню и все дела творите так
же, как имеете в Евангелии Господа нашего» (Дидахе 15.3-4).] 339 [Дидахе 16.2]. 340 [«Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это анти¬
христ, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца;