Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
312 мании они спят при молении Иисуса о чаше, а Петр затем трижды отре¬
кается от Христа на суде у первосвященника. В IV Евангелии в одних и тех же эпизодах осуждены Петр и Иуда,
они стоят на одной позиции. Петр приравнен к Иуде на миропомазании,
на тайной вечере и при аресте Иисуса, а затем [как и у синоптиков] Петр
трижды отрекается на суде у первосвященника. [Тем самым их изобра¬
зили стоящими на старых позициях] культа воплощения, [как это и бы¬
ло в действительности накануне Иудейской войны, когда считалась, что
Христос] воскрес и ушел, «вознесся» к Отцу ходатаем Нового Завета,
чтобы вернуться во славе для суда [а не для новой мученической смер¬
ти] . В канонических Евангелиях Петр отрицает искупительную жертву
Иисуса Христа, в этом его обвиняют, но что происходит в действитель¬
ности? Петр возражает против въезда в Иерусалим на смерть. Въехать
в Иерусалим значит для него - придти во славе после воскресения, как
в XVI главе Дидахе, где приход Христа означает начало суда Божьего.
И в Евангелии Петра воскресение Христа - явление космического мас¬
штаба, изображены три фигуры и шествие креста. След этого понима¬
ния воскресения остался и в канонических Евангелиях. [Предательство Иуды] В IV Евангелии не упомянута Еефсимания, нет моления о чаше,
жертва Иисуса добровольна, «на сей час он пришел».1409 Можно даже
сказать, что на тайной вечере он готовит учеников к своему уходу от них
и готовит себя к предстоящему, обращаясь с молитвой за них к Богу-
отцу,1410 и в этом смысле тайная вечеря IV Евангелия есть параллель, но
с противоположным знаком, Гсфсимании синоптиков, где Иисус [тоже]
молит Отца [но не об учениках, а о чаше]. Тем глубже предательство Иуды. Поцелуя Иуды и его слов «радуй¬
ся, Равви!» в IV Евангелии нет. Иуда не отрицает воскресения Христа.
Иуда - один из двенадцати учеников, заведующий кассой общины,
mevaqqer финансов, по терминологии кумранской общины, то есть дья¬
кон, и возражает против траты общинных денег.1411 Он не принимает ис- 1409 [См. Иоан.12.27]. 1410 [См. Иоан.17]. [Иоан. 12.4-6]. 1411