Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
202 Выяснение места Пастыря Гермы - предмет специальных исследо¬
ваний. Для нас важно только то обстоятельство, что данные Коммента¬
рия к Хаваккуку параллельные Пастырю Гермы оказались в стороне от
Дамасского документа и Дидахе. И следовательно, авторам Дидахе ни¬
чего из качеств Учителя праведности Дамасского документа выбрасы¬
вать не пришлось, осталось только дополнить их, и таким дополнением
прежде всего было само имя «Иисус». В Пастыре Гермы нет евхаристии,
нет и имени «пастыря». Но в конце дней «раб» (пастырь) должен от¬
крыться сыном Бога.815 Мотив «нового имени» связан в каноне с кон¬
цом дней.816 Как мы видели, есть основания возводить образ Иисуса Дидахе к
Единственному учителю Дамасского документа. Качественного отличия
в функциях того и другого нет. Но в Дидахе перед нами культ Иисуса,
«служителя Бога», в форме евхаристийной мессианско-эсхатологиче¬
ской трапезы, в то время как в Дамасском документе культ Единствен¬
ного учителя никак ритуально не оформлен, и трапезы в ритуальной
практике eda Дамасского документа вообще не было. Следовательно,
проблема эволюции образа Учителя - Божьего посредника упирается в
проблему мессианско-эсхатологического культа.817 [Дидахе, Послания и Евангелия] Сказанное выше подтверждает относительную датировку Дидахе,
Посланий и Евангелий. Послания Павла - единственный достоверно да¬
тируемый документ новозаветного канона. Ранние Послания Павла при¬
нято относить к периоду до Великой Иудейской войны, это облегчает
мою задачу. Историки, писавшие до открытия Кумрана, исходили из фе¬
номена христианства и, по выражению Робертсона, «обшаривали небо
и землю»818 в поисках источника его возникновения. Но и после откры- 815 [См. прим. 365 на стр. 91-92.] 816 [См. Откр.2.17; 3.12; 19.12-16]. 817 [Здесь кончаются записи 50-60-х годов.] 818 [«Защитники теории мифа... ограничивались каталогизированием сходных
мест между рассказами о языческих богах и рассказами об Иисусе и обшари¬
вали небеса, подыскивая астральные объяснения для тех и других; при этом они,
однако, оставляли без ответа вопрос, почему народ... стал утруждать себя со¬
зданием нового культа, что было связано с большими неудобствами и опасно-