Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
173 Мессианская терминология Дидахе [продолжение] Кто этот долженствующий придти в общем воскресении мертвых
Господь (Κύριος)? Тождественны ли Κύριος и Иисус (Иисус Христос)
Дидахе? Связаны ли между собой Κύριος Дидахе и Учитель праведно¬
сти Дамасского документа? Какого рода эта связь? [... ] Возьмем за осно¬
ву второе значение термина «маран» - «учитель». В 3-й евхаристии Ди¬
дахе (единственный раз в евхаристии) упомянут термин Κύριος в таком
контексте: «Помяни, Господи (Κύριε), общину (εκκλησίας) твою, да из¬
бавишь ее от всякого зла и усовершишь в любви твоей. И от четырех
ветров (то есть из диаспоры) собери ее, освященную, в Царство Твое».695
Здесь, очевидно, под термином Κύριος следует понимать Бога (Вседер¬
жителя, Адонаи). В таком случае Κύριος - это Господь Бог. Но в ряде случаев словоупотребление, очевидно, иное. Полное назва¬
ние Дидахе - «Учение Господа (διδαχή κυρίου), через двенадцать апо¬
столов переданное народам (язычникам)». Это «Учение Господа», то
есть учение о двух путях жизни, названо также «иго Господне»696 и
«евангелие (благая весть) Господа нашего».697 Кроме комплекса норма¬
тивов праведности учение Дидахе включает в себя новые обряды (по¬
сты, омовения, трапезу) и молитвы. Обряд омовения дан в форме поле¬
мической по отношению к Дамасскому документу. В гл. [VIII] вводится
новая молитва «Отче наш», отражающая общекумранский монотеизм и
отношение к собственности (Бог-вседержитель - верховный собствен¬
ник) и почти дословно воспроизведенная в Евангелии от Матфея,698 где
ее дает Иисус Христос, а в Дидахе сказано: «как повелел Господь (Κύ¬
ριος) в евангелии своем».699 Тот факт, что в Дидахе нет упоминания о
Торе Моисея (при том, что иудейское происхождение Дидахе не подле¬
жит сомнению, есть ссылки и цитаты из Ветхого Завета) и в качестве
единственного учения дано изложение кумранского Устава, вводятся но¬
вые молитвы и посты с предложением «молиться и поститься не так,
как лицемеры, а как повелел Господь (Κύριος) в евангелии своем», по- 695 Дидахе [10.5]. 696 [Дидахе 6.2]. 697 [Дидахе 15.4]. 698 [Мф.6.9-13].
[Дидахе 8.2]. 699