Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
194 (Отцу) Давидову», приход Учителя, «Господина» Иисуса Христа, его
воскресение - он посредник в духе святости. Следовательно, переста¬
новка терминов в эсхатологической формуле соответствует перестанов¬
ке в порядке евхаристии. [Троица] В Дидахе есть каноническая формула троицы, собственно, паулини-
стская, идентичная формуле троицы Евангелия от Матфея: «Во имя От¬
ца и Сына и Святого Духа».789 В Евангелии от Иоанна [использована
формула Первого послания Иоанна]: «Отец, Слово и Святой Дух»;790
«Отец» - Бог, «Слово» - единородный сын Божий, и «Святой Дух». Ес¬
ли подставить кумранские значения, получим мессианскую формулу
Устава yahad.791 Проблема троицы не может быть решена без рассмот¬
рения всего комплекса проблем, связанных с эволюцией христианских
догматов, но не исключено, что эта формула Дидахе в том контексте, как
она дана, не более чем перифраз мессианской формулы Устава yahad. Проблема совмещения функций В каноническом Иисусе Христе совместились оба кумранских мес¬
сии - мессия первосвященнический и царский мессия Израиля. Вместе
с тем «Иисус Христос до галлюцинации напоминает кумранского Учи¬
теля праведности»,792 [на этом основании Дюпон-Соммер считал, что]
событие могло повториться дважды.793 Проблема преемственности ка¬
нонического Иисуса Христа и Учителя праведности сводится в конеч¬
ном итоге к проблеме контаминации двух мессий кумранской общины.
Учитель праведности - кандидат в мессии первосвященнические и мес¬ 789 [Дидахе 7.1,3; Мф.28.19]. 790 [«Ибо трое свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Свягый Дух; и Сии три
суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об
одном» (1Иоан.5.7-8).] 791 [ IQ S 9.11: «до прихода пророка и мессий Аарона и Израиля».] 792 [См. прим. 65 на стр. 23.] 793 [«The Galilean Master, as he represented to us in the writings of the New
Testament, appears in many respects as an astonishing reincarnation of the Teacher
of Righteousness» (Andre Dupont-Sommer. The Dead Sea Scrolls. Oxford, 1952, c. 99).]