Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
266 низм - эпизод с разбойниками, распятыми по правую и левую руку от
Христа.1171 [Три дня в Евангелии Петра] По Евангелию Петра перед первым днем праздника
Опресноков, то есть 13 нисана - с у д, значит, арест (отсутст¬
вующий во фрагменте) и казнь. Сказано, что казнь в пятницу, то есть
14-е (Пасха) - суббота, тогда арест и суд - в ночь с 12-го на 13-е. Значит,
тайная вечеря должна быть 12-го числа. Но 12-е по кумранскому кален¬
дарю - воскресенье, самый подходящий день для тайной вечери, тем бо¬
лее, что это четверг по обычному календарю, день, когда была учре¬
ждена евхаристия «в ночь, когда Иисус предан был» - по Первому по¬
сланию к коринфянам.1172 Тогда, если въезд Иисуса Христа в Иерусалим в Евангелии Петра,
как и у синоптиков, в воскресенье, то воскресенье 8 четверг 12 понедельник 9 пятница 13 вторник 10 суббота 14 среда 11 воскресенье 15 Если в Евангелии Петра, как у Матфея и Марка, миропомазание бы¬
ло за два дня до Пасхи, а Пасха - 14-го (первый день праздника Опрес¬
ноков) - суббота, то 12 - четверг, 13 - пятница, 14 - суббота, 15 - вос¬
кресенье, и это - Пасха у синоптиков в первый день праздника
Опресноков, когда закалывали пасхального агнца, то есть 14 нисана-
четверг - арест, 15 нисана - пятница - суд и казнь, 16 нисана - суббо- 1171 [См. прим. 1383 на стр. 308.] [1Кор. 11.23]. 1172