56 Иисус евангельского канона имеет прообразом Учителя
праведности Дамасского документа Предположим, что Иисус евангельского канона имеет прообразом
Учителя праведности Дамасского документа [и близких к нему текстов]
Кумрана. В Кумране два мессии и один предтеча-пророк, в каноне один
пророк-предтеча и один мессия, Иисус, сын Божий, сын Давидов, про¬
рок, учитель и высший первосвященник.208 Если бы Иисус в каноне был
ааронитом [священником], преемственность была бы очевидной. Но
«Господь наш воссиял из колена Иудина [о котором Моисей ничего не
сказал относительно священства]»,209 и на колено Иудино, на Давида да¬
на родословная евангельского Христа.210 Установить факт перенесения функций двух мессий Кумрана на од¬
ного мессию канона не так уж трудно, следы двух мессий прослежива¬
ются в каноне.211 Но для того, чтобы установить, как конкретный, зем¬
ной и известный в определенных кругах человек, один из религиозных
реформаторов и руководителей массового сектантского движения через
сто лет после своей смерти смог превратиться в мессию, сына Бога, ис¬
купителя всего человечества и воплощение самого Бога, для этого нуж¬
но ответить по крайней мере на такие вопросы: 1) в качестве кого почитался этот человек в Дамасском документе,
почитался ли он как один из двух мессий? 208 [«Великий первосвященник» (Евр.4.14); «Первосвященник по чину Мель¬
хиседека» (Евр.5.10).] 209 [Евр.7.14]. 210 [Мф.1.1-17; Лука 3.23-38]. 211 См. Апокалипсис Иоанна и Послание к евреям. [В Апокалипсисе Иисус на¬
делен атрибутами и первосвященника (то есть мессии Аарона), и царя (то есть
мессии Израиля): он облачен в одежду первосвященника, препоясан золотым
поясом по персям (Откр. 1.13) иуподоблен храму (21.22); с другой стороны, он
«Царь царей и Господь господствующих» (19.16), облачен в багряницу (19.13),
увенчан диадемами, судит и ведет войну (19.11-14), пасет народы жезлом же¬
лезным, то есть скипетром (19.15) и т. д. В Послании к евреям Иисус, с одной
стороны, (перво)священник (Евр.3.1; 4.14; 5.6; 8.2; 13.20), с другой стороны,
он потомок Давида (7.14), «царь правды» (7.2), «царь мира» (7.2), «увенчан сла¬
вою и честию» (2.9). Его прообраз Мельхиседек - одновременно и царь (Сали¬
ма, то есть Иерусалима и мира), и «священник Бога Всевышнего» (Быт. 14.18-20).]