Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
56 Иисус евангельского канона имеет прообразом Учителя
праведности Дамасского документа Предположим, что Иисус евангельского канона имеет прообразом
Учителя праведности Дамасского документа [и близких к нему текстов]
Кумрана. В Кумране два мессии и один предтеча-пророк, в каноне один
пророк-предтеча и один мессия, Иисус, сын Божий, сын Давидов, про¬
рок, учитель и высший первосвященник.208 Если бы Иисус в каноне был
ааронитом [священником], преемственность была бы очевидной. Но
«Господь наш воссиял из колена Иудина [о котором Моисей ничего не
сказал относительно священства]»,209 и на колено Иудино, на Давида да¬
на родословная евангельского Христа.210 Установить факт перенесения функций двух мессий Кумрана на од¬
ного мессию канона не так уж трудно, следы двух мессий прослежива¬
ются в каноне.211 Но для того, чтобы установить, как конкретный, зем¬
ной и известный в определенных кругах человек, один из религиозных
реформаторов и руководителей массового сектантского движения через
сто лет после своей смерти смог превратиться в мессию, сына Бога, ис¬
купителя всего человечества и воплощение самого Бога, для этого нуж¬
но ответить по крайней мере на такие вопросы: 1) в качестве кого почитался этот человек в Дамасском документе,
почитался ли он как один из двух мессий? 208 [«Великий первосвященник» (Евр.4.14); «Первосвященник по чину Мель¬
хиседека» (Евр.5.10).] 209 [Евр.7.14]. 210 [Мф.1.1-17; Лука 3.23-38]. 211 См. Апокалипсис Иоанна и Послание к евреям. [В Апокалипсисе Иисус на¬
делен атрибутами и первосвященника (то есть мессии Аарона), и царя (то есть
мессии Израиля): он облачен в одежду первосвященника, препоясан золотым
поясом по персям (Откр. 1.13) иуподоблен храму (21.22); с другой стороны, он
«Царь царей и Господь господствующих» (19.16), облачен в багряницу (19.13),
увенчан диадемами, судит и ведет войну (19.11-14), пасет народы жезлом же¬
лезным, то есть скипетром (19.15) и т. д. В Послании к евреям Иисус, с одной
стороны, (перво)священник (Евр.3.1; 4.14; 5.6; 8.2; 13.20), с другой стороны,
он потомок Давида (7.14), «царь правды» (7.2), «царь мира» (7.2), «увенчан сла¬
вою и честию» (2.9). Его прообраз Мельхиседек - одновременно и царь (Сали¬
ма, то есть Иерусалима и мира), и «священник Бога Всевышнего» (Быт. 14.18-20).]