Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
166 Эсхатология Дидахе Основные идеи кумранского учения о двух духах (кумранской дуа¬
листической доктрины) сохранены в Дидахе, но даны в утилитарной,
так сказать, потребительской форме. Человечество делится на тех, кто
идет путем зла - это путь гибели, и тех, кто идет путем добра (познания
Бога), - этот путь ведет к жизни вечной. Богом предопределено уничто¬
жение мира зла («мира сего») и установление Царства Божьего на зем¬
ле: «Да придет благодать, да прейдет мир сей».660 В Дидахе дана четкая эсхатологическая периодизация. Период до на¬
ступления последнего часа, в течение которого идет подготовка к суду
Божьему, - 1-я эсхатологическая фаза. Это период достижения совер¬
шенства в праведности, период искупления [грехов] под игом Господа:
«Если ты можешь понести все иго Господне (Κυρίου), то будешь совер¬
шенным, если нет, то понеси, что сможешь»661 - своего рода подготови¬
тельный период, в течение которого зародышем или прообразом гряду¬
щего Божьего Царства на земле является община. Эсхатологическая
периодизация в Дидахе, как видим, дана на Господа. В течение 1-й эсха¬
тологической фазы задача заключалась в том, чтобы стать готовыми к
суду Божьему, община собиралась и объединялась вокруг своего ядра -
святых, совершенных, росла количественно. В Дидахе условием причастности к общине, а затем к вечной жизни
в Царстве Божьем на земле считается совершенство в праведности. [... ]
Пока длится 1-я эсхатологическая фаза, главное внимание обращается
на привлечение новых членов, но, чтобы спастись в последний час, нуж¬
но быть совершенным, «ибо не принесет вам пользы все время вашей
веры, если не сделаетесь совершенными в последний час».662 Эта же
мысль в эсхатологической формуле 3-й евхаристии выражена так: «Ес¬
ли кто свят, да приступает, если кто нет - пусть покается».663 В Дидахе 660 [Дидахе 10.6]. 661 [Дидахе 6.2]. 662 [Дидахе 16.2]. 663 [Дидахе 10.6].