Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
32 [Реальные политики] Относительно Антигона данные Иосифа Флавия91 не только чрезвы¬
чайно скудны, они, по-видимому, намеренно таковы из-за тенденциоз¬
ной направленности всей книги «Иудейской войны». Во-первых, в связи со взятием Иерусалима Иродом в 37 г. до н.э.
Иосифом Флавием впервые дана догматическая хронология 490 лет.
В трактовке «ждали мессию, а пришел Ирод»92 очевиден параллелизм с
падением Иерусалима в 70 г. Во-вторых, как Веспасиан - реальный политик, так такой же реаль¬
ный политик и Ирод. И хотя Иосиф Флавий подробно пишет о жестоко¬
сти Ирода, он целиком на его стороне именно потому, что Ирод был ре¬
альным политиком и поэтому - победителем, как и римляне были ре¬
альными политиками и поэтому победителями и владыками мира. Бог,
таким образом, избирает их, Ирода и Веспасиана, они действительные,
а не мнимые избранники Божьи, как фантазеры и мечтатели, подняв¬
шие массы на революцию за социальную справедливость, за Царство
Божье на земле. Их поражение закономерно, как закономерна победа
Ирода и Рима. Отсюда предательство Иосифа, предсказавшего Веспасиану в 68 г.,
что он будет владыкой мира («мессией»)93 в осуществление мессианско-
эсхатологической доктрины, которая была идейным знаменем Великой
Иудейской войны, Суда Божьего, начала мировой революции, оказыва¬
ется не только оправданным, Иосиф действовал в рамках революцион¬
ной идеологии, когда, «прозрев» вдруг, постиг действительный смысл
происходивших событий: избранник Божий может быть только реаль¬
ным политиком, сила на его стороне, на его стороне Бог и будущее. От¬
сюда туманное предсказание, сделанное ессеем Ироду, когда он еще был
юношей и не помышлял о царской власти и скорой гибели Антигона.94
Это предсказание дано как толчок, с которого начались целенаправлен¬ 91 [А/14.12-16; 20.10; BJ 1.12-18]. 92 [BJ (slav.) 1.19.2. См. Приложение, стр. 394] 93 [BJ 3.8.9]. 94 [Joseph., AJ15.10.5. Ессей по имени Менахем предсказал «маленькому Иро¬
ду, когда тот шел в школу», что он станет царем; об Антигоне не упоминается.
Несмотря на всю странность этого факта, Иосиф Флавий все-таки счел необхо¬
димым уделить ему место в своей книге.]