Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
221 в-пятых, метод пешарим [то есть сходный метод комментирования]
Ветхого Завета [в кумранских Комментариях и новозаветном каноне]932 933
свидетельствуют, что Иерусалимская община, центр организации,934 -
это и была назорейская община, уставом которой оставался кумранский
Устав yahad; это то «свое» для Учителя, куда он приходит, воскреснув,
и где его не принимают,935 то есть там был раскол, руководство в целом
не было согласно с данным частью руководителей тезисом, что «при¬
близилось Царство Божье, Христос воскрес, да здравствует вооружен¬
ное восстание!»936 Это не значит, что центр отверг эти лозунги, без его
санкции Христос не мог «воскреснуть». Там был раскол: «Из Назарета
может ли быть что доброе? - Пойдите и увидите».937 [Датировка Дидахе] Дидахе - наставление для новообращенных из язычников, следова¬
тельно, здесь не строится культ, а фиксирована давно существующая
форма принятого, действующего культа. Дидахе относится к периоду на¬
чала 40-х годов, о чем есть прямое указание в Посланиях, где говорится
об идоложертвенном938 и мирообольстителе, «якобы сыне Божьем, сев¬
шем в храме»939 и т.д. Но в таком случае в Дидахе должен быть культ 932 [Деян.2.44-45; 4.32-37]. 933 [См. пример на стр. 146.] 934 то есть «Саломея» Протоевангелия Иакова, апокрифа Фомы и канонического
Евангелия от Марка [Протоев. Иакова 19-20; Фома 65; Мк. 15.40; 16.1]. 935 См. пролог IV Евангелия [«Пришел к своим, и свои Его не приняли»
(Иоан. 1.11); рождение, преображение и воскресение Христа были тождествен¬
ны на раннем этапе развития культа]. 936 См. Протоев. Иакова [19-20. См. стр. 294]. 937 Иоан. [1.46; ср. «пророк не имеет чести в своем отечестве», - свидетель¬
ствует Иисус после неудачного разговора с Самарянкой и уходит в Галилею
(Иоан.4.43-44). «Самаряне» здесь - характеристика тех руководителей, кото¬
рые не поддержали лозунг «Христос воскрес», это ссылка на «Ефраим» Ком¬
ментариев. Ср. Мф.13.57;Мк.6.4; Лука 4.24. В качестве параллели можно рас¬
сматривать Зиновьева и Каменева накануне Октябрьского вооруженного вос¬
стания, отличие в том, что восстание в Иудее потерпело поражение.] 938 [Ср. Дидахе 6.3: «Относительно пищи понеси, что можешь, но крепко воз¬
держивайся от идоложертвенного». Ср. 1Кор.8; 10.23-33.] 939 [2Фес.2.3-4; ср. Дидахе 16.4].