Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
199 этого в этот эсхатологический культ Учителя был внесен мессианский
статус, Учитель и его община возведены на один уровень с Израилем и
Иисусом Навином в войне за Царство Божье - землю обетованную. Ри-
туализация стала возможной и необходимой, а готовой ее формой была
трапеза встречи мессии Израиля текста «Двух колонок», так была
оформлена первая стадия эсхатологическо-мессианского культа, культа
воскресения Учителя (марана), каким мы видим его в евхаристии Ди-
дахе, которая, несомненно, была введена в практику общины задолго до
того, как Дидахе - устав эсхатологической общины - ее фиксировал.
В евхаристии Дидахе через мессианский статус сына Давидова Учи¬
тель-Господь (маран) получил тайное, евхаристийное имя «Иисус», кон¬
таминация состоялась, план Бога, открытый Учителю, начал осуществ¬
ляться. Эсхатологическая община пошла по пути в землю обетованную,
Царство Божье на земле. [Дидахе и Павел] В Посланиях Павла новая тактика была обоснована догматикой.
В Дидахе нет и следа этой паулинистской догматики. И вместе с тем в
Дидахе мы находим все элементы паулинистской терминологии и дог¬
матической конструкции: термины «Господь» (Κύριος), «Иисус Хрис¬
тос», «Сын Божий», «Давид», «Святой Дух», термин «маран-афа», по¬
рядок евхаристии и т. д. [Пастырь Гермы] Любопытно сопоставить Иисуса Дидахе с «пастырем» Пастыря Гер¬
мы. Основанием для такого сопоставления служит известная близость
обоих раннехристианских апокрифов и к Кумрану, и к новозаветному
канону, их, так сказать, промежуточное положение между христианским
каноном и Кумраном.