Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
89 *** Согласно дуалистической доктрине Устава yahad целью истории че¬
ловечества является раскрытие истины. Кумраниты рассматривали со¬
временный им мир как мир владычества кривды; в этот период полное
раскрытие истины, ее познание невозможно, «истина запятналась на пу¬
тях нечестия при владычестве кривды».350 Познание божественной ис¬
тины обусловлено освобождением от духа кривды, учреждением духа
святости - между этими двумя духами идет непрерывная борьба во всех
сферах. *** Нарушитель Устава не рассматривался как падший, но как оступив¬
шийся, сбившийся с пути. Ему не давалось прощения свыше, помило¬
вания, он должен был понести наказание, искупить свой поступок сам,
потом возвращался в общину идущих путем Бога.351 Только если про¬
бывший в общине десять лет отвергал ее организационные принципы,
сознательно выступал против ее учения, он исключался безвозвратно.352
Это была высшая мера наказания. Он отступил не от веры, но от док¬
трины, перестал быть единомышленником. Культ Учителя праведности в Дамасском документе Культ Учителя праведности в Дамасском документе не был оформ¬
лен ритуально. Формой почитания Единственного учителя было испол¬
нение нормативов устава eda Дамасского документа. Культ Единствен¬
ного учителя - это культ его личности. Был ли мессианский культ в Кумране? В Уставе yahad упоминаются
три обряда: во-первых, обряд покаяния, метафорически выражающий
назначение общины, все ее члены были «проходящими»353 через покая¬ 350 [1QS4.19], 351 Ср. в IV Евангелии [4.50; 5.8; 8.11; 9.7; 11.43] слова Иисуса «иди», кото¬
рые он произносит после «исцелений», то есть очищения греха. 352 [IQ S 7.22-25]. 353 [«Проходящие в Завете» (ГР“ПЗ □Ή3ΊΓΓΤ) - термин Устава yahad
(IQ S 1.20,24; 2.10 и др.) Ср. наши выражения «вступившие в партию», «про¬
шедшие испытание» и т. п. Ср. «путь жизни» Дидахе. Ср. Фома 47].