Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
11 которого и в котором открылся Бог-отец, то почему он казнен как мя¬
тежник позорной римской казнью, предназначенной для рабов и мятеж¬
ников? В обеих школах то, что осталось скрытым, несопоставимо с тем
материалом, которым оперировали исследователи. [Они изучали вер¬
хушку] айсберга [не понимая, что большая его часть скрыта под водой]. Загадка происхождения христианства Христианство - высшая, совершенная религия, религия откровения,
[но это одна из существующих в мире] религий. Историческая и мифо¬
логическая школы исходят из этого. Различия между ними в конечном
итоге сводятся к разным моделям: историческая школа рассматривала
христианство как реформацию в иудаизме, отбросила мифологемы и
оставила Иисуса - пророка, преобразовавшего иудаизм в этическую сис¬
тему любви и индивидуального сознания, [об этом писали] Штраус и
Ренан. Мифологическая школа, наоборот, исключила или игнорирова¬
ла историю, свела христианство к мифу как ядру религии, к культу, и
отрицала историчность Христа, [об этом толковали] Бруно Бауэр, Смит,
Древе и другие. Чем больше научного материала накапливали эти шко¬
лы, тем больше запутывался вопрос [происхождения христианства],
потому что научный материал обеих школ непрерывно рос. Младо¬
гегельянцы, [казалось, забыли] диалектику, их подход к вопросу был по¬
зитивистским. Бруно Бауэр [так много говорил о Риме, но] Рим был им¬
перией, [следовало провести аналогию с империей] Бонапарта и Ком¬
муной. Коммуна? Все советские исследователи христианства усердно отри¬
цали именно это. Вопрос об историчности Иисуса Христа стал собст¬
венным центром [исследования], лакмусом: если его [Христа] не было,
значит, христианство - мифологема [и права] мифологическая школа, а
если он был, то как же он стал богочеловеком? Любовь и вера [сделали
его таким]? Бог есть любовь? Это упражнения литераторов [а не исто¬
риков] . Я не говорю сейчас о церковных, идеологических и политиче¬
ских спекуляциях, которые стояли и стоят за феноменом христианства.
Я говорю о науке, пытавшейся разгадать этот феномен, уникальный в
истории становления европейской культуры и цивилизации.