Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
306 Итак, политическая платформа Петра имела следствием защиту при
аресте (казус Антигона), непонимание необходимости омовения ног на
тайной вечере и отсутствие на миропомазании. Любовь и преданность
Петра Иисусу подчеркнута в IV Евангелии [...]. У синоптиков все рез¬
че, грубее, у них нет и реабилитации Петра, зато есть компромисс. Эта
«любовь» и «вера» Петра, по-видимому, и позволили реабилитировать
Петра в звании Кифы [нрзб.] на основе достигнутого компромисса. Это
было тем легче сделать, что компромисс был достигнут много времени
спустя после мученической смерти Петра, то есть соглашение было за¬
ключено не с ним, а с его преемниками после Великой Иудейской вой¬
ны, когда конституировался культ 3-й стадии в обеих его редакциях, си¬
ноптиков и IV Евангелия. У синоптиков Петр реабилитирован Лукой в
его Евангелии и Деяниях апостолов.1370 [Преображение Христа у синоптиков и отношение к нему Петра, Иакова и Иоанна] Точкой отсчета, рубежом, с которого начинается вторая часть Еван¬
гелий Марка и Матфея, является преображение Христа.1371 К мо¬
менту преображения закончено собирание (очищение) общины, корм¬
ление пяти1372 и семи1373 общин хлебом завершает создание Нового
Завета Иисуса Христа. Что такое преображение? Об этом смотрите Вто¬
рое послание Петра: «Мы были с ним на святой горе (Фавор)»,1374 смот¬
рите формулу воплощения Христа при крещении Иоанновом [у синоп¬
тиков]1375 и в Евангелии евионитов,1376 смотрите 2-ю евхаристию Дида- 1370 [Лука 24.12,34 (ср. Иоан.20.2-8; 21.15-19); в Деяниях апостолов Петр - гла¬
ва общины.] 1371 [Мф.17.1-8; Мк.9.2-8]. 1372 [Мф.14.15-21; Мк.6.35-44]. 1373 [Мф. 15.32-38; Мк.8.1-8]. 1374 [«... глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой го¬
ре» (2Петра 1.16-18).] 1375 [«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение»
(Мф.3.17; Мк. 1.11; Лука 3.22; то же (с некоторыми вариациями у Марка и Лу¬
ки) при преображении, см. 2Петра 1.17; Мф.17.5; Мк.9.7; Лука 9.35.] 1376 [См. Epiph., Adv. Haeres. 30.13: «И раздался голос с неба: Ты Сын Мой воз¬
любленный, в Тебе Мое благоволение. И снова: в сей день Я породил Тебя»