Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
108 Хронология Дамасского документа, догматическая по построению
и мессианско-эсхатологическая по характеру, была дана на Единст¬
венного учителя и служила [после его смерти новым] догматическим
оформлением его эсхатологического учения. [Благословения патриархов и Флорилегиум] В первом столбце Благословений патриархов (4QPB)ro-
ворится о «властителе из племени Иехуды»439 и сказано: «до пришест¬
вия Прав едного помазанника, отпрыска Дав и да».440 Это
контаминация статусов «отпрыска Давида» и «Мессии праведности»,
«Праведного помазанника», ему дан «завет царства на вечные времена,
завет, который охранял Истолкователь Учения (то есть Учитель правед¬
ности) с людьми общины».441 По палеографии текст относится к первой
половине I в. н. э.442 Во втором столбце сказано, что «он даст лакомства
царские, речения прекрасные».443 Это положение мы находим снова в
тексте 1-й и 2-й евхаристии Дидахе [где через Иисуса открыты «хлеб»,
то есть «лакомства», и «познание», то есть «речения прекрасные»]. Но в
отличие от Дидахе в тексте Благословений патриархов Учитель правед¬
ности, который «охранял завет царства до прихода праведного помазан¬
ника, отпрыска Давида», и «Праведный помазанник, отпрыск Давида» -
разные лица, в то время как в Дидахе Учитель, то есть «Господь», «ма¬
ран», и «Иисус, отрок Божий» - тождественны. При этом в евхаристии
Дидахе «святой виноград Давида, отрока Божьего,444 открыт через Иису¬
са, отрока Божьего» (Господа, марана). Таким образом, Благословения патриархов непосредственно пред¬
шествуют Дидахе, точнее, Дидахе - скачок, построен культ, благодаря
которому произошла контаминация Учителя и отпрыска Давида, мес¬ 439 Ср. Послание к евреям [7.14]: «Господь наш воссиял из колена Иуды». 440 [4Q РВ 1.3-4] то есть мессии праведности, ср. статус Мельхиседека Посла¬
ния к евреям. 441 [4QPB 1.4-5]. 442 [См. И.Амусин. Тексты Кумрана, с. 281.] 443 [4QPB 2.1-2]. 444 то есть «семя Давида» и соответственно община Израиля.