Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
7 ВВЕДЕНИЕ
[Этика Нового Завета] Если посмотреть на христианскую [этику], как она дана в Нагор¬
ной проповеди - со «щеками» и «хитоном» и любовью к врагам, то
что это такое? Это программа нового мирового устройства, его мо¬
дель, воплощенная в жизни и смерти евангельского Христа, это взрыв,
революция.4 Если все станут поступать так, это означает уничтоже¬
ние всех социальных отношений - как сможет существовать рабст¬
во, эксплоатация, частная собственность, государство, войско? Вой¬
ны станут невозможны и т. д. А если мир остается прежним, тех, кто
поступает по христианской этике, обязательно ждет судьба Христа,
они противостоят миру как его враги. Замечательно, что именно так
понимали дело авторы новозаветных Посланий, с одной стороны, и
античные критики христианства,5 с другой: «Не любите мира, ни то¬
го, что в мире»;6 «мы знаем, что мир во зле».7 А если добавить к это¬
му, что христиане не приносили жертвы культу императора, то есть
сознательно подрывали устои существовавшей [в Риме] религии, ина¬
че говоря, прямо провоцировали гонения, издевательства и мучени¬
ческую смерть, то что это? Утопия? Ведь по Евангелию от Иоанна,
например, и по Павлу, чтобы попасть в Царство Божье, достаточно 4 После поражения в Иудейской войне христианская этика повисла в возду¬
хе как недостижимый идеал, ее обоснование осталось в Кумране, она была
обусловлена практикой войны сынов света с сынами тьмы. 5 [Тас., Ann. 15.44 и др. Юлиан говорит (Photius, Questiones Amphilochiae,
101): «Продайте имения ваши и давайте милостыню... если все тебя послуша¬
ются, кто будет покупателем?.. Если бы такое учение получило силу, не оста¬
лось бы ни города, ни народа, ни единого дома... все продано». См. А.Рано-
еич. Античные критики христианства, с. 433-434.] 6 [1Иоан.2.15]. 7 [1Иоан.5.19].