Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
313 купительной жертвы. Из протеста Иуды - противопоставления интере¬
сов евионим искупительной жертве Христа - следует, что Иуда исходит
из интересов общины, то есть считает, что средства общины нельзя тра¬
тить на покупку такой роскоши, как миро, это пустая трата денег - ма¬
зать Иисусу ноги драгоценным маслом. И так думает не один Иуда, это
общее мнение, синоптики утверждают, что «многие возроптали».1412 Ии¬
сусу приходится защищать женщину, совершившую миропомазание, то
есть Марию Магдалину,1413 и объяснять собравшимся, что миропомаза¬
ние есть приготовление его к смерти. До сих пор все в порядке. Иуда и
другие «возроптали» против1414 культа Иисуса Христа - спасителя. Уче¬
ники приняли объяснение, которое дал Иисус, [то есть согласились с тем,
что он должен умереть, а] Иуда решил предать. Предать на смерть того,
кого приготовили к смерти, потому что он не согласен с приготовлени¬
ем его к смерти? [Очень странный поступок]. Или Иуда не согласен с
тем, что Иисус должен умереть? [Еще того лучше]. Или не согласен с
тем, что община согласна с тем, что Иисус умрет за общину? [Совсем
хорошо. Иуда] не согласен с введением [нового] культа искупителя. [Апостол Петр и Иуда Сикарий] Отсутствие Петра на миропомазании Христа в IV Евангелии, как и
поношение Петра на миропомазании у синоптиков, где он назван «Си¬
моном прокаженным»,1415 не случайны. В чем обвинили Петра? В том,
что он не признал, что Иисус должен умереть, что «на сей час он и при¬
шел»,1416 потому что он Агнец и Пастырь и это его добровольная жерт¬
ва, жертвоприношение за грех мира, «час его славы».1417 Поэтому Пет¬
ра не могло быть на миропомазании. Петр в Евангелиях стоит на той же
политической платформе, что и Иуда Искариот. Иуда тоже не признал,
что Иисус должен умереть, отверг выбор пасхального Агнца. И вот за¬
мечательная деталь: только на миропомазании и тайной вечере Иуда на¬ 1412 [«некоторые же вознегодовали (ήσαν δέ τινες άγανακτοΰντες προς
εαυτούς)» (Μκ. 14.4-5); «ученики Его вознегодовали» (Μφ.26.8-9).] 1413 [Ср. Лука 7.36-50]. 1414 возвеличивания Учителя [зачеркнуто]. 1415 [Мф.26.6; Мк.14.3; ср. Лука 7.36^10]. 1416 [См. Иоан. 12.27]. 1417 [См. Иоан.12.23].