68 она в искуплении. То, что в Уставе дано как главная идея доктрины ис¬
купления, в IV Евангелии стало главным догматом культа мессии-иску¬
пителя. [...] [Познание истины] По Уставу yahad и IV Евангелию «познание Бога» означает, во-пер¬
вых, «соединение с духом святыни»247 («благодать» по IV Евангелию248)
и, во-вторых, познание истины. Взаимозависимость и взаимообуслов¬
ленность этих понятий очевидна: [они суть отражение] двух сторон
божественной субстанции. Не вызывает сомнений и эсхатологический
смысл «познания (Бога)» в Кумране и IV Евангелии, как и вообще в ка¬
ноне, при всем различии обеих доктрин. Рассмотрим эсхатологический
смысл этого понятия по Уставу yahad. Согласно кумранской дуалистической доктрине, история человече¬
ства представляет собой путь познания Бога. Мировой дуализм рас¬
сматривался как следствие предопределенного божественным планом,
временного разрыва союза с Богом и одновременно как средство реа¬
лизации этого плана «предустановленной гармонии» соединения с Бо¬
гом в Царстве Божьем на земле. В период борьбы двух духов (1-я эс¬
хатологическая фаза) «при владычестве кривды истина [правда мира]
запятналась на путях нечестия до срока поставленного суда».249 Отсю¬
да - эсхатологический смысл понятия «познание Бога». Познание ис¬
тины обусловлено возможностью ее «раскрытия». «При владычестве
кривды» эта возможность, таким образом, во-первых, прямо пропор¬
циональна соотношению сил в ходе борьбы («тяжбы») духа святыни
против его антипода и, во-вторых, - соответственно ограничена сте¬
пень ее полноты: «истина раскрывается из срока в срок по мере учре¬
ждения духа святыни».250 Иными словами, раскрытие истины в пери¬
од мирового дуализма - это и есть эсхатологический процесс. В ходе
этого процесса средством борьбы против зла в мире, борьбы с «духом
зла» и, таким образом, условием раскрытия истины является «учреж- 247 [IQ S 3.6-7]. 248 [Иоан. 1.14,16-17]. 249 [1QS 4.19-20]. [См. прим. 42 на стр. 18.] 250