Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
273 [КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ] При составлении канонических Евангелий объектом атаки была
именно ессейская радикальная традиция. Этот процесс начался с новой
трактовки воскресения мессии [в синоптических Евангелиях] и продол¬
жался до тех пор, пока ессейская традиция не была порвана и отброше¬
на Иоанном, автором IV Евангелия, чтобы затем во II веке быть восста¬
новленной в новозаветном каноне в урезанном и закамуфлированном
виде. После работ Рановича и Ленцмана1198 нет никаких сомнений в том,
что эта традиция продолжала жить в многочисленных сектах III—IV ве¬
ков, а также позднее. *** Во всех кумранских документах (Гимнах, Дамасском документе,
Комментариях), в Талмуде1199 и Евангелии от Матфея рассказана одна и
та же история. Это история общины Нового Завета Учителя праведно¬
сти, история партии, в Евангелии от Матфея дан своего рода «краткий 1198 [См. А.Б.Ранович. О раннем христианстве, с. 275-276: «неправильно бы¬
ло бы считать, что проникнутые боевым духом и уверенностью в победе ранне¬
христианские общины изменили своим принципам и превратились... в послуш¬
ный орган императорской власти. Здесь имела место не мирная эволюция, а
ожесточенная борьба течений. Одержало верх и подавило другие то течение,
которое больше других соответствовало экономическому, политическому и ду¬
ховному уровню империи. Другие либо вовсе были подавлены, либо остались
лишь как ереси, против которых церковь - впоследствии в союзе с государст¬
вом - вела смертельную борьбу. Линия первоначального христианства продол¬
жалась и после победы главного течения; она продолжалась в ересях, и это
позволяет нам, помимо прямых документов, косвенно восстановить те пунк¬
ты вероучения, организации и социальных чаяний, вокруг которых шла борь¬
ба»; см. также с. 121-180 и др. См. Ленцман. Происхождение христианства,
с. 243-257.] 1199 [bSanh,107b].