Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
43 общине раскол. «Отдалятся простецы Ефраима от их собрания»135 - для
этих «простецов»136 и написан Комментарий [к Михею]. Отношение общины к восстанию против Ианная становится ясно
благодаря Комментарию к Науму: «Имеется в виду Деметрий, царь Иа-
вана, который вознамерился вступить в Иерусалим по совету толкова¬
телей скользкого».137 Учитель и его община были противниками союза
с Деметрием.138 Если они не были противниками самого выступления
[против Александра Ианная, то становится] понятно применение к «тол¬
кователям скользкого» [то есть к фарисеям] термина «Ефраим», так как
именно при Исайе... [лакуна]... забыв расправу Ианная с фарисеями,139
они [раскольники] сотрудничали с сыном Ианная140 в момент, когда тот
выступил против Учителя и его общины, они молчали, когда наказыва¬
ли Учителя,141 они - «дом Пелега»,142 они отвергли Учение перед лицом
всей общины, они - «опьяневшие от вина». Гибель Учителя была эпизодом гражданской войны 60-70-х годов
I века до н. э. Устав yahad, Дамасский документ и Комментарий к Хаваккуку В Уставе yahad ничего не говорится ни об основателе (основателях),
ни о каком-либо лице, через которого даны установления общины. Са- 135 [4Q 169 fr.3-4 3.5]. 136 [lQpMi (IQ 14) 5; ср.7]. 137 [4Q 169 fr.3-4 1.2 (перевод И.Амусина).\ 138 [О Деметрии Евкере см. Joseph., AJ 13.14; BJ 1.4.4-5]. 139 [Подавив восстание, царь отвел пленных в Иерусалим и «учинил над ними
ужасное дело... он велел распять (в центре города) около восьмисот иудеев и
перерезал у них на глазах всех жен и детей... Способ, которым он осуществил
месть, превзошел все, что когда-либо совершалось в этом роде»; восемь тысяч
оставшихся в живых противников царя эмигрировали и оставались в изгнании
до его смерти. (Joseph., AJ 13.14.2; BJ 1.4.6).] 140 [Гирканом II; см. Joseph., AJ 13.16.1-2; BJ 1.5]. 141 См. lQpHab [5.8-12]. 142 то есть раздора [см. 4Q 169 fr.3-4 4.1; CD 20.22; см. Быт.10.25; 11.16-19;
ср. IQ pHab 5.9: «имеется в виду дом Авессалома»].