Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
364 [ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ] Новые на римской почве мистерии древних восточных аграрных
культов [не имеют прямого отношения к проблеме возникновения хри¬
стианства, они лишь свидетельствуют о кризисе, который переживало
римское общество]. Чувственность этих культов была их основой. Кри¬
зис идеологии и выражался, во-первых, в разочаровании в старой пат¬
риотической религии, во-вторых - в росте чувственности, разнузданно¬
сти, отрицании старой морали, отрицании морали вообще, сексуальных
извращениях, нашедших свое обоснование и утверждение в восточных
мистериях Изиды, Адониса и т. д. Эти мистерии получили распростра¬
нение не потому, что они были когда-то примитивными аграрными куль¬
тами. Выход был найден в христианстве. Гадания, вера в сверхъестест¬
венное, колдовство и т. п. - результат страха, разочарования в справед¬
ливости и закономерности мирового устройства. *** Великая идея, что страданиями невинного искупается грех, пришла
на смену убеждению, что страдания - наказание за грехи. Взяв на себя
не грехи людей, а ту кару за них, которая им по справедливости дана,
Иисус Христос терпит муки, сомнения, боль, и, наконец, мученическую
смерть, подставляет себя под удар, возмездие, гнев Бога. И дальше -
страдания как искупление - один из главных компонентов христианской
нравственности, христианской цивилизации, европейской культуры. *** Кумранские рукописи раскрыли исток обоих статусов евангельско¬
го Христа, IV Евангелия и синоптиков, обеих формул воплощения, ис¬
ток и этапы формирования христианского культа. В своем развитии этот
культ прошел ряд этапов: вначале он был чисто эсхатологическим, за¬
тем эсхатологическо-мессианским, затем чисто мессианским культом ис¬
купления. Формирование этого культа было вызвано [...] упрочением