Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
382 кому Бог вложил больше от духа света, тот возлюбил правду, кому вло¬
жил больше от духа тьмы - тот возлюбил кривду, но сам человек не зна¬
ет этого. И никто из людей не знает и не может знать. Вопрос о том, поче¬
му Бог предпочитает одних другим, определяется ли это деление людей
при рождении или еще до рождения, не ставился. Это дело божествен¬
ной воли и божественного разума, в Кумране просто объясняли дейст¬
вительный факт - одни люди становились духовными, другие не могли
достичь этого, хотя, быть может, и пытались, но оставались душевны¬
ми, и таких было больше всего, и с ними нужно было снова и снова про¬
бовать, не очистятся ли они, а третьи были безнадежны, были плотски¬
ми, и тут уже ничего не поделаешь. Поэтому решить все мог только суд
Божий, а не суд человеческий. *** Материальное благополучие - аналог личного спасения в современ¬
ном мире. Альтернатива: истина или выгода Выгода - основа лжи. Отрицание выгоды, правда - основа истины.
«Истина раскрывается из срока в срок по мере учреждения духа святы¬
ни». «Дух святыни» - это дух правды, сама правда. Не борьбой с ло¬
жью учреждается правда, но борьбой с выгодой, и становится видно,
что ложь, и ложь снимается. Как только ложь становится видна, выгода
потеряна. Страх потерять выгоду - это страх перед правдой, поэтому в
основе своей нравственность противоестественна. Вера и покаяние - это
промежуточные ступени, которые ведут от нравственности природной,
основанной на выгоде, к нравственности человеческой, потому что и ве¬
ра, и покаяние имеют своей основой страх, страх потерять выгоду, и они
стараются преодолеть этот страх неуверенности, незащищенности, об¬
реченности, одиночества во враждебном, чужом мире, страх перед со¬
бой, неуверенность в себе, ощущение недостаточности и ненадежности
своих сил. Правда - основа нравственности уже потому, что отрицает
выгоду. А вера обеспечивает самосохранение и тем, наоборот, выгодна,
заменяет нравственность, а сама безнравственна. Поэтому правда и
ложь исключают друг друга, а вера и ложь - нет, мы верим в то, во что
хотим верить, в чем нуждаемся, что нам выгодно; с одной стороны, это