Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
329 вения также не содержит символики искупления. Решающим призна¬
ком того, что перед нами одна и та же доктрина на разных этапах ее раз¬
вития, был бы календарь, ведь календарь - основа культа, но в каноне
использован иудаистский календарь, а суббота, которая особенно почи¬
талась в Кумране как день общины, исключена в этом ее значении. И как
видно из Посланий, нет и других ритуальных форм, которые оказыва¬
ются общими для иудаизма и Кумрана, например, обрезания. В новозаветных канонических Евангелиях есть Пасха, и именно
Пасха точно дана по календарной схеме Ветхого Завета. Но [у синопти¬
ков] 14 нисана, первый день праздника Опресноков, когда вкушали пас¬
хального агнца, - день тайной вечери, а в IV Евангелии тайная вечеря
13 нисана и в первый день праздника Опресноков Иисус уже казнен.1518
Эта несообразность вызывала недоумение, и загадка казалась неразре¬
шимой.1519 Предполагали, что IV Евангелие использует кумранский ка¬
лендарь, но окончательного ответа [на этот вопрос в научной литерату¬
ре] нет. [,..]1520 Итак, вопрос решен. [...] [«Три дня» Первого послания к коринфянам в канонических
Евангелиях и Евангелии Петра] Что такое въезд в Иерусалим, миропомазание Христа и тайная вече¬
ря, что служит их планом в IV Евангелии? Это сакральная формула трех
дней Первого послания к коринфянам1521 - четверга, пятницы и воскре¬ 1518 [См. стр. 248-250.] 1519 [См. А. Ранович. О раннем христианстве, с. 304-306. См. A.Jaubert. La date
de la cene, c. 103-136.] 1520 [В рукописи оставлен пропуск в несколько строчек.] 1521 искупление [IKop. 11.23-26. Четверг, пятница и воскресенье не названы, но
скрыто содержатся в евхаристии Первого послания к коринфянам. «Та ночь, в
которую Господь Иисус предан был», - это четверг, канун Йом Киппура
(см. lQpHab 11.4-8, где сказано, что Учитель Праведности был арестован в Йом
Киппур, следовательно, в пятницу по ку иранскому календарю; см. Евр.9.7-15,
где говорится, что Иисус принес себя в жертву, как это делает первосвященник
в Йом Киппур; ср. Вари.6-7). Воскрес Иисус Христос «в третий день»
(IKop. 15.4), это - воскресенье. Но в воскресенье и праздновалась евхаристия
Дидахе, которая, согласно Первому посланию к коринфянам, была учреждена
в четверг. В этих трех священных днях оказались слиты воедино («контамини-