379 *** Добровольная жертва Авраама1746 разорвала систему пожертвований
по обету. Аврааму дано было обетование, что от семени его, от Исаака,
произойдет великий (на)род, и Исаака он должен был принести в жерт¬
ву, это парадокс, который поставил Авраама перед выбором, и он сде¬
лал этот выбор: принести Исаака в жертву означало самопожертвова¬
ние, означало не принесение в жертву кого-то за что-то (сына за род), но
себя, и сына, и род - в жертву Богу, принцип «баш на баш» был снят.
Вера в Бога бесконечна, как и Бог бесконечен. Выбор был определен ве¬
рой в бесконечность Бога, его бесконечную справедливость, и нравст¬
венность получила религиозную, а не культовую основу. Монотеизм
означал религиозный переворот. Еще раз. Ритуалы, обряды, повторяясь, обеспечивали непрерывность
и постоянство системы и санкционировали ее нерушимость. Выбор был
исключен по условию. Непрерывность, ритуальная повторяемость куль¬
та означала жесткую повторяемость действий, они были запрограмми¬
рованы как норма поведения, как «нравственность». Соответствовать
норме - значило вести себя «правильно», нарушить норму - означало
совершить преступление, означало разрыв или перебой повторяемости,
постоянства, стабильности. Культ исключал свободу выбора, выбор был
преступлением. Пророческий монотеизм, отрицая культ, впервые сделал
выбор свободным. В результате революции пророков и краха культа ре¬
лигия стала основой нравственности. Иудаизм был следствием «терми¬
дора» этой революции, монотеистический культ - формулой компро¬
мисса. Свобода воли и выбора Когда Авраам приносит в жертву Исаака, его выбор - индивидуаль¬
ный и свободный, добровольная жертва Богу, он сразу получает награ¬
ду, но весь пафос в том, что Авраам - праотец народа - приносит в жерт¬
ву свое, дарованное, обещанное ему Богом отцовство по отношению к
народу, ни он не будет более отцом народа, ни народ не будет рожден.
Это эталон свободного, абсолютно свободного от воздаяния выбора,
сущность веры, религиозного сознания, религиозного духа. Выше это- 1746 [Быт.22.1-19].