Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
16 ганизаторами массовых выступлений против римского господства, а
в ходе войны стали руководящим ядром восставших. По другому ка¬
ноническому Евангелию31 рождество Христово произошло] при Иро¬
де Великом, то есть около 4 г. до н. э. «Избиение вифлеемских младен¬
цев» [по приказу Ирода в год рождения Христа32 есть другой вариант
истории образования зелотской боевой организации - «Галилейской
общины» Евангелий]. Кумран [... ] После открытия Кумрана возникли предпосылки подлинно
научного исследования проблемы происхождения христианства. [...]
В каком отношении находятся Кумран и христианство? Такой вопрос
возник сразу. Во-первых, [это один и тот же] район и [одно и то же] время. Ведь
кумранский революционный центр действовал до 68 г., а Иисус Хрис¬
тос - в 27/28 г. Во-вторых, доктрина, формы организации и терминология [Кум¬
рана и христианства поразительно схожи]. В-третьих, и это оказалось самым сенсационным и парадоксаль¬
ным, основатель и руководитель кумранской общины, безымянный
Учитель праведности, поразительно похож на евангельского Иисуса
Христа, и похож как раз с точки зрения исторической школы, он осно¬
вал общину, порвал с официальным иудаизмом, отрицал храмовый
культ, [то есть был религиозным] реформатором. Его и созданную им
общину Нового Завета преследовали, он был убит Нечестивым пер¬
восвященником; об участии в этом римлян не говорится, но сказано,
что все перипетии происходили на фоне повторяющихся нашествий
римлян.33 Затем стали выяснять различия. Прежде всего, [это случилось в
разное] время. Учитель Кумрана жил на рубеже II—I в. до н.э. Иисус
Христос, согласно Евангелиям, был казнен в 27/29 г., то есть через 31 Мф. [2.1]. 32 [Протоев. Иакова 22; Мф.2.16-18. См. прим. 107 на стр. 38.] 33 [IQ pHab 4.10-12 и далее.]