Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
271 [Три стадии развития культа соответствуют
трем формам культа] 1- я форма [культа - культ воскресения Христа]1195 - воскресение
Христа происходит вне культа. Культ создан для того, чтобы оно про¬
изошло в действительности [то есть чтобы началась революция. Это зна¬
чит, что] культ открытый. 2- я форма [культа - культ воплощения1196 Христа] - воскресение
Христа происходит в культе, в культ вносится искупительная жертва и
воскресение Христа становится залогом его воплощения, то есть явле¬
ния во плоти для суда Божьего, культ создан для того, чтобы оно [это
явление] произошло в действительности [но что здесь действительно
важно - это чтобы в действительности состоялся суд Божий, то есть ре¬
волюция]. Культ открытый. 3- я форма - [культ искупления].1197 Воскресение Христа, воплоще¬
ние и искупление (искупительная жертва) - все происходит в культе [в
действительности ничего не происходит]. Культ закрытый. Истоком и основой развития культа была эсхатология, революцион¬
ное учение, а не мессианизм. Вся история превращения Кумрана в хри¬
стианство и утверждения канонического христианства есть история
завершения строительства культа в его третьей, законченной форме, ис¬
тория исключения эсхатологии из культа, победы культа мессии-иску¬
пителя; это было поэтапное перерождение эсхатологического движения
[в христианскую религию]. [Гностики] Гностики делили человека на тело, душу и дух; дух - это искра Бо¬
жия, а тело и душа - враги духа. Тело и душа - в плену, в темнице, в
мире, а мир - тюрьма, Бог - вне мира, хотя и творец. 1195 [В законченном виде представлен единственным дошедшим до нас доку¬
ментом - Дидахе.] 1196 [Содержится в Посланиях, апокрифических Евангелиях и Откровении Ио¬
анна, где он несколько модифицирован ] 1197 [Благодаря каноническим Евангелиям, мы знакомы с двумя разновидностя¬
ми этого культа, одна содержится в синоптических Евангелиях, другая (более
последовательная) - в Евангелии от Иоанна ]