Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

2002

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
148 тель умер, не сказано, центр тяжести приходится на сам суд, нечести¬
вые получат возмездие, верующие в Учителя - награду. В Дидахе центр
тяжести всей экспозиции конца дней перенесен на воскресение мертвых,
по отношению к этому воскресению сам суд выполняет служебную
функцию. Воскресение мертвых - узловой пункт мессианско-эсхатоло¬
гической доктрины Дидахе. Κύριος Во внеевхаристийной части Дидахе кроме термина «Бог (отец)»
употребляется термин Κύριος («господин»). Можно было бы считать,
что и в этом случае имеется в виду Бог-отец (Κύριος ό θεός - евр. «Адо-
наи»), если бы функции Бога и того, кто назван в Дидахе «Κύριος», не
были различными. Бог-отец - в полном соответствии с отчетливо пред¬
ставленным в Дидахе монотеистическим принципом и верой в божест¬
венное предопределение - творец, владыка-вседержитель и «добрый
мздовоздаятель».586 Цель и смысл существования членов общины со¬
ставляли познание Бога, «его святого имени» и достижение бессмертия
в Царстве Божьем на земле. Соответственно в евхаристии Дидахе Бога-
отца благодарят как владыку вседержителя всего сущего за приобщение
к спасению и бессмертию.587 Но это познание Бога и достижение бес¬
смертия, согласно евхаристии Дидахе, открыто божественным посред¬
ником «служителем Бога Иисусом»: «Благодарим тебя, Отче наш, за
жизнь и познание, которые Ты открыл нам через Иисуса, служителя
Твоего».588 «Благодарим тебя, Отче наш, за имя Твое святое, которое Ты
вселил в сердцах наших, за познание, веру и бессмертие, которые
Ты открыл нам через Иисуса, служителя Твоего».589 Во внеевхаристийной части Дидахе божественному посреднику Ии¬
сусу соответствует греческий термин Κύριος - «господин», «учитель».
Κύριος открывает путь познания Бога «в евангелии своем»590 или уче¬
нии своем. «Путь жизни» - учение (евангелие) Господа (Κυρίου) назва¬ 586 Дидахе [4.7]. 587 [Дидахе 10.2^1]. 588 Дидахе 9.3. 589 Дидахе 10. [2]. 590 Дидахе [15.4: «все дела творите так же, как имеете в Евангелии Господа
нашего»; ср. Дидахе 8.2].